"Новости Днепра" предлагают вашему вниманию новую рубрику "Правовой обзор". Конечно, начать ее мы планировали с совершенно другой темы. Но не смогли пройти мимо резонансного события.
Политическая подоплека
Медиа-империя из трех "медведчуковских" телеканалов окончательно сформировалась летом 2019 года. Еще 5 октября 2018 года стало известно, что народный депутат Тарас Козак приобрел у коллеги Евгения Мураева телеканал Newsone. Тогда же был куплен "112 Украина". А 14 июня 2019 года создание медиа-империи завершило приобретение канала ZIK у бизнесмена Петра Дыминского, который ударился в бега после того, как сбил насмерть женщину.
Поскольку Тарас Козак был соратником Виктора Медведчука, стало понятно, что именно кум президента Российской Федерации является реальным владельцем телеканалов. Лично Козак вряд ли был заинтересован в покупке дорогостоящих активов, которые проблематично (практически невозможно) вывести хотя бы на самоокупаемость. Другое дело – Виктор Медведчук, которому каналы нужны были для продвижения себя и собственной политической силы – ОПЗЖ.
Но вернемся к юридической стороне вопроса. Все три телеканала закреплены за компаниями, подконтрольными Тарасу Козаку. Так, фирма "Новые коммуникации" владеет телеканалом ZIK, "Новости 24 часа" – каналом Newsone, а фирмы "Сей.Тв.Системс", "Партнер ТВ", "ТВ Вибор", "Лидер ТВ", "Новый формат ТВ", "Ариадна ТВ", "ТРК "112-ТВ", "ИА "112.юэй" и "ИА "112 Украина" – 112-м каналом.
Все три телеканала перед вторым туром президентских выборов отдавали предпочтение Владимиру Зеленскому перед Петром Порошенко. Однако перед парламентскими выборами изменили риторику по понятным причинам – продвигали собственную партию. Чем дальше шло время, тем сильнее критиковали в ОПЗЖ и на каналах партию президента и самого бывшего комика.
Апогея критика с каналов Медведчука достигла на местных выборах, когда стало понятно, что ОПЗЖ отобрала у "Слуги народа" электорат, и даже в родном для президента Кривом Роге победу одержал представитель "платформы", а не "слуга народа".
Ну а после повышения тарифов на коммунальные услуги оказалось, что рейтинг ОПЗЖ стал увеличиваться, в то время как "Слуга народа" продолжила терять поддержку.
Правда, есть тут еще один нюанс. Совсем недавно нардепа Александра Дубинского изгнали из фракции "Слуга народа" из-за введения США санкций за "вмешательство в президентские выборы". Положительная реакция американского посольства, которое всегда и везде "решительно защищало свободу слова", наводит на мысль, что, как минимум, Зеленский не сам додумался ввести санкции против телеканалов.
А еще многих удивило, что сначала президент поспешил "отчитаться о проделанной работе" на английском, и только позже появился релиз на украинском.
Юридическая плоскость
Вот тут интересно. Формально телеканалы принадлежат нардепу Тарасу Козаку. Постановление Верховной Рады о санкциях против него было принято еще в 2018 году. Постановление подписал спикер Верховной Рады Андрей Парубий, однако президент Петр Порошенко эти санкции не ввел.
Кстати, сам экс-президент уже успел объяснить, почему. Политик заявил, что на тот момент не вводил санкции, чтобы сохранить легитимность выборов. Кроме того, на своем телеканале "Прямой" (который, кстати, Порошенко принадлежит тоже через посредника), бывший руководитель государства заявил, что не мог ввести санкции против Медведчука, поскольку тот является гражданином Украины. Вопрос с гражданством очень интересен – мы к нему вернемся позже.
Но сейчас нас интересует то самое постановление парламента. В нем фигурировали все те же компании, на которые записана троица телеканалов Медведчука. Но санкции введены не были, а постановление осталось...
Теперь активы депутата Козака полностью заморожены, соответственно, вещание телеканалов запрещено. На данный момент каналы доступны только в YouTube, однако в правительстве уже заявили о намерении обратиться к видеохостингу, чтобы лишить эти каналы вещания и на этой платформе. Кстати, история с Дубинским и Трампом дает основания полагать, что блокировка в YouTube вполне возможна.
Нюансы
1. Спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков заявил, что заседания Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) по вопросу санкций против нардепа Козака не было. Был лишь письменный опрос.
"Дополнительной информации от представителей специальных служб не было в том пакете документов, который был предоставлен на ознакомление мне лично и, к сожалению, информации от председателя Службы безопасности я также не слышал", – рассказал Разумков.
То есть, решение принималось в спешке. Кстати, сам Разумков в привычной для себя осторожной манере выразил сомнение в необходимости введения санкций тогда, когда вина Козака не доказана следствием.
2. Любопытную находку обнаружил журналист Алексей Романов. Оказалось, что сотрудники, которые готовили указ президента о санкция, забыли в файле Word очистить данные. Выходит, что приложение к указу спешно готовили в СБУ.
3. То, о чем говорил экс-президент Порошенко. И Тарас Козак, и Виктор Медведчук – оба граждане Украины, против которых, согласно Закону "О санкциях", эти самые санкции не могут быть применены: "Санкции могут применяться со стороны Украины в отношении иностранного государства, иностранного юридического лица, юридического лица, находящегося под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента, иностранцев, лиц без гражданства, а также субъектов, осуществляющих террористическую деятельность в целях защиты национальных интересов, нацбезопасности, суверенитета и территориальной целостности Украины". Доказано ли влияние или контроль? И что понимать под этим самым "влиянием и контролем"?
4. Многие ссылаются на ст. 15 Конституции, гарантирующую свободу слова.
Увидим ли мы каналы снова?
Юрист Александр Москалюк отмечает, что в решении, подписанном Зеленским, нет никакого фактажа и отсутствует мотивация. По его мнению, сначала Козака нужно было привлечь к ответственности за финансирование сепаратизма или работу в интересах Кремля, а уж только затем вводить санкции.
Впрочем, наверняка юристы телеканалов, Козака и Медведчука обжалуют решение СНБО. Быстрым рассмотрение не будет. Иск нужно подготовить. В течение пяти дней Верховный суд должен открыть производство. До трех месяцев может длиться рассмотрение дела по сути. Затем примерно два месяца длятся сами заседания. Но это что касается закона. Как отмечает юрист Артем Захаров, практика показывает, что судебные рассмотрения могут длиться в течение трех-пяти лет.
Обратиться сразу в Европейский суд по правам человека юристы Козака-Медведчука не могут, поскольку сначала должны получить решение суда высшей инстанции в Украине. Рассмотрение в ЕСПЧ тоже может длиться годами. Есть, правда, не очень хороший момент непосредственно для Украины – если ЕСПЧ признает, что права Козака были нарушены, то суд назначит огромную компенсацию, которую выплатят в пользу депутата из бюджета государства. Вряд ли это случится во время каденции Зеленского, но украинской экономике и народу от этого не легче.
В то же время юристы отмечают, что президент Зеленский создает опасный прецедент, по которому можно заблокировать любой телеканал и заморозить любой бизнес.
Выводы
В общем, в ближайшие полгода каналы ZIK, Newsone и "112 Украина" мы точно не увидим (если, конечно, Зеленский не передумает, что маловероятно). Если рассмотрение дела в суде не будет затягиваться, то примерно через полгода санкции с Козака могут снять. Если Верховный суд будет затягивать рассмотрение дела, то каналов мы не увидим очень долго. То же касается случая, если ВС признает решение СНБО законным и дело дойдет до ЕСПЧ. Скорее всего, к тому моменту, когда санкции снимут (что вряд ли скоро случится), частоты санкционных телеканалов просто отдадут под вещание другим каналам.
Читайте также:
В Украине заблокировали телеканалы Медведчука: реакция днепрян