По данным Межведомственного координационного штаба по вопросам социального обеспечения ВПЛ, в Днепропетровской области насчитывается почти 82 тыс. переселенцев. На учете у областных властей – 74,5 тыс. внутренне перемещенных лиц.
Регион сразу же включился в поддержку переселенцев, с начала конфликта. Подоспела и подмога европейских партнеров.
По данным аналитиков Информационной кампании Stronger together!, в октябре 2014 года делегация Евросоюза в Украине объявила конкурс на оказание поддержки проектам по предоставлению помощи пострадавшему населению и переселенцам. На это институты ЕС выделили 17 млн евро (деньги, не требующие возврата). Каждый отобранный проект получил от 200 тыс. до 2 млн евро на реализацию. По итогам конкурса отобрали 18 проектов, которые находились на стадии осуществления в 14¬ областях Украины. В Днепропетровской области поддержали проект благотворительного фонда "Помощь Днепра" и Днепропетровской областной государственной администрации, направленный на решение проблем нехватки жилых помещений для переселенцев. Европейская комиссия выделила на его реализацию 1,5 млн евро.
Проблему предложили решить за счет ремонта и реконст¬рукции имеющихся помещений, которые в дальнейшем смогут использоваться как социальные объекты, общежития для студентов и семей, социальное жилье и тому подобное. Проект также включил восстановление и модернизацию объектов здравоохранения, финансовое обеспечение переселенцев на приобретение товаров первой необходимости, удовлетворение потребностей уязвимых групп, содействие деятельности по обеспечению социальной защиты, юридической, психологической, медицинской и другой поддержки.
Территориально проект реализуется в таких городах как Днепр, Никополь, Кривой Рог, Каменское, Новомосковск, Вольногорск, Желтые Воды. Результатом проведенных работ должны стать 15 отремонтированных объектов недвижимости на территории Днепропетровской области, приобретение необходимого оборудования и принадлежностей для размещения переселенцев, помощь в оплате коммунальных платежей.
19 июня 2015 года комиссия отобрала подрядчиков, которые должны обеспечить ремонт в 15 помещениях для улучшения жилищных условий временно перемещенных лиц. 26 мая 2016 года в городе Днепр по улице Яшина было открыто отремонтированное общежитие, готовое к приему ВПЛ. В этот день получили ключи от комнат 40 вынужденных переселенцев, из которых 5 детей. "Все комнаты укомплектованы кроватями, шкафами, мат¬расами, постельным бельем, столами, стульями, в кухонной комнате – новая посуда и холодильники. Отремонтировано также помещение, где находятся санузлы для необходимого количества внутренне перемещенных лиц. Кроме того, оно дополнительно оборудовано санузлами для людей с ограниченными возможностями. На этаже также есть специально оборудованная детская комната", – сообщается на официальном сайте Главного управления ГСЧС в Днепропет¬ровской области.
Автор материала решил пообщаться со временно перемещенными лицами, которые проживают в отремонтированном за деньги Евросоюза общежитии на ул. Яшина, 4. Но когда в обеденное время я приехал в общежитие, то двери в помещение на обоих входах были закрыты. На стук никто не реагировал. Не увенчалась успехом и предыдущая попытка пообщаться с переселенцами в том же общежитии. Автор приехал в 09:00, а дежурная сказала, что слишком рано, попросив при¬ехать в обеденное время.
"Я думаю, что их просто уже, честно говоря, "задолбали" журналисты, – улыбаясь, предполагает координатор Благотворительного фонда (БФ) "Помощь Днепра" Ирина Булышева. – Вы ж поймите, к переселенцам постоянно кто¬-то ездит, что-¬то у них проверяет, опрашивает. Им просто физически уже надоело. Потому что от того, что их опрашивают, на самом деле, нет никакого результата".
Есть два вида жилья для переселенцев: модульные городки и общежития. Первые предназначены для временного проживания, когда люди только приехали из зоны АТО. Общежития же предназначены для длительного проживания. В общежитиях проживают, в основном, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, матери¬-одиночки и многодетные. Расселяют людей в благотворительном фонде "Помощь Днепра", который расположен недалеко от ж/д вокзала на просп. Дмитрия Яворницкого, 119¬А.
По словам Булышевой, постоянного жилья для временно перемещенных лиц все еще не хватает. "Все хотят жить в Днепре", – говорит волонтер благотворительного фонда.
Георгий Бибик, внештатный советник Министерства социальной политики по вопросам временно перемещенных лиц на территории Днепропет¬ровской области, подтверждает тезис о том, что в основном переселенцы хотят жить в городах. "Переселенцы, в подавляющем большинстве, не хотят жить в селе. Все хотят жить в городе, поближе к социальной инфраструктуре, поближе к возможности найти работу. Те, кто переселяются в село и готовы работать на земле – таких единицы", – утверждает Бибик.
Наряду с острой нехваткой постоянного жилья для переселенцев, говорит внештатный советник Минсоцполитики, есть проблемы и с трудоустройством.
Булышева из "Помощи Днеп¬ра" объясняет, что работа есть, но уровень зарплаты не тот. "Таких уровней зарплат, как были в Луганске/Донецке, у нас нету. Поэтому работа есть, но нет такого уровня, которого хотят переселенцы", – говорит она.
30-¬летний переселенец из Луганска Евгений констатирует спад помощи временно перемещенным лицам в Днепре, по сравнению с периодом конца 2014 года – начала 2015¬ года. "Сначала была очень мощная поддержка! Я тогда жил в общежитии благотворительного фонда "Помощь Днепра", и туда действительно везли помощь фурами (эти фуры мы же и разгружали). Люди несли ежедневно что-¬то, в основном вещи, которые сам уже носить не будешь, но и выкинуть жалко. "Шмоток" было просто горы! Весь нежилой этаж в здании, где мы жили, был завален этой одеждой. Ее сортировала отдельная бригада волонтеров даже! Изо дня в день они рылись и раскладывали по кучкам женскую, детскую, зимнюю, летнюю и так далее", – рассказывает переселенец.
Первое, дефицит чего ощутил Евгений, стали продукты, а с зимы 2015 года вообще всего стало мало. "Где¬-то с зимы 2015¬ года вообще всего стало мало: бытовой химии, продуктовых наборов, одежды, лекарств… Люди перестали нести вообще, а международные организации редко уже привозили, и не фурами, а газелями. Газели же не только на нас, которые там жили (не более 30¬, примерно, человек) – это на всех зарегистрированных ВПЛ по городу, а иногда и области", – комментирует мужчина.
В итоге вышло так, рассказывает Евгений, что, если раньше гуманитарку выдавали всем, то со временем стали выдавать только отдельным категориям граждан: матерям-¬одиночкам, пенсионерам, инвалидам и т.д. "Последняя помощь, которую мы получали – это были продуктовые наборы еще где-¬то в апреле", – вспоминает переселенец.
На территории области сворачиваются и грантовые программы. "Сейчас основные грантовые программы помощи переселенцам переехали в так называемую "серую" зону. Гуманитарную помощь больше предоставляют там", – констатирует Булышева.
Наступил период, когда переселенцы должны отойти от стресса, взять себя в руки и приступить к строительству своей счастливой жизни. "По международным стандартам, этап первой помощи уже закончился. Уже прошло больше двух лет. И все международные программы рассчитаны на то, что люди уже определились, успокоились и могут уже заниматься работой самостоятельно, либо получать гранты на самозанятость и как-¬то уже, скажем так, не рыбу брать, а удочку", – говорит волонтер БФ "Помощь Днепра".
Теперь в Днепропетровской области прослеживается тенденция развития программ по поддержке предпринимательства среди временно перемещенных лиц. Международные программы предоставляют переселенцем деньги на развитие своего бизнеса, а также обучают их предпринимательству. Временно перемещенные лица из числа предпринимателей, конечно же, довольны такой поддержкой.