Далекий 1991 год, когда Украина формально стала независимым государством и когда был проведен референдум, на котором более 90% украинцев (в том числе крымчан и донецких) высказались "за", на самом деле, не был годом независимости. Это был год становления украинской государственности в орбите СССР в лице его наследницы – России. Все эти 25 лет большая часть страны лишь формально была независимой, на деле оставаясь на подчиненных ролях младшего брата.
Реальную независимость мы начали обретать с февраля 2014 года, когда страна сказала "Хватит!" и получила первые плоды своей борьбы – бегство узурпатора, потерю земель, войну с соседом, который считал нас своими холопами и не хотел отпускать. Это закономерный результат. Ведь независимость, как показывает историческая практика, нельзя получить в подарок, ее можно только заслужить. Часто трагически и с большими потерями, со слезами и кровью. Но только тогда она будет настоящей и только тогда мы будем ее по-настоящему ценить.
25 лет – это, конечно, красивая цифра. Но не более того. Нет у нас 25 лет независимости – ни фактически, ни ментально. Провозглашение независимости де-юре в 1991 году не сделало Украину независимой де-факто. Мы получили лишь такой себе эрзац независимости, которым прикрывали дальнейшее нахождение в орбите метрополии. Но не только метрополия в том виновата – мы тогда и сами не дозрели до самостоятельности, поэтому не ценили свободу и возможность самостоятельного развития. Как не ценят любой редкий дар, доставшийся просто так. И лишь три года тому назад мы, наконец, начали взрослеть и претендовать на собственное место под солнцем. И вот тогда эта попытка заменить фейковую независимость реальной натолкнулась на ожесточенное сопротивление. И мы поняли, что нужно выбарывать свою независимость – через боль, кровь, страдания, потери. Чтоб научиться ценить то самое ценное, что нам дано, – свободу.
За эти три года становления нашей независимости мы потеряли очень многое и очень многих. Мы потеряли покой и смотали по клубку нервов, потеряли близких и любимых людей. А те, кто не был близкими, ими вдруг стали. И те, кто были близкими, вдруг стали чужими или даже врагами…
За эти три года мы очень сильно поменялись. Украина стала куда более украинской. Но мы еще на полдороги. И вот когда мы пройдем этот путь полностью и победим – и внешнего врага, и внутреннего – вот тогда мы и обретем Независимость в полном понимании этого слова. Это и будет нашим первым Днем рождения.