Зачистка информационного пространства не только в самой России, но и в других странах – вещь для российской машины цензуры привычная. Мои коллеги из Крыма столкнулись с этой проблемой в 2014 году, когда крымским сайтам начали приходить "письма счастья" от Роскомнадзора. Примерно тогда же ведомство начало терроризировать и общеукраинские информационные ресурсы, которые, по его мнению, вредят российской тоталитарной машине. Как правило, общеукраинские СМИ страдали от публикаций о "Правом секторе", крымские региональные – от новостей и статей о крымских татарах. Таким образом, мы видим две главные больные темы у Роскомнадзора.
Часть украинских СМИ приняла решение не реагировать на выпады Кремля и не удалила указанные материалы с сайтов. (После уведомления в течение суток редакция может удалить указанный в "письме счастья" материал – и тогда сайт, скорее всего, разблокируют). Часть все же пошла на это, так как побоялась потерять российскую аудиторию, доля которой у отдельных украинских информационных ресурсов достигает подчас и 50%.
Иногда же Роскомнадзор идет на явные нарушения российского же законодательства и либо уведомляет сайты не до, а уже после их фактической блокировки, либо не указывает на конкретный материал, к которому есть претензии, и называет нарушающей российские законы главную страницу сайта, которую удалить нереально. Мы это уже проходили на примере проукраинского портала "События Крыма" – топового крымского СМИ из сети, в которую входит также сайт "События Днепра". А в адрес издания "РБК-Украина" в России вообще заявили, что оно откровенно "бандеровское" и поэтому его заблокировали навсегда.
Но остается вопрос, зачем Роскомнадзору понадобились днепропетровские сайты? С одной стороны, это может быть случайностью, так как русским чиновникам надо показывать бурную деятельность и писать отчеты перед руководством. Поэтому, они находят все новые регионы для обработки.
С другой стороны, причина может лежать глубже. И я не удивлюсь, если Кремль до сих пор имеет аппетиты на Днепропетровскую область и рано или поздно попытается их реализовать. А подготовка к агрессивному сценарию всегда включает в себя зачистку медиапространства. Мы это уже тоже видели на примере Крыма и Донбасса, а задолго до этого – на примере нацистской Германии.
Пойдут ли днепропетровские редакции на поводу у кремлевской машины цензуры, дело их. Но очень хотелось бы им порекомендовать, чтобы, если доля российских читателей у них невысока, они не шли на сделку с совестью. Думается, что днепровские сайты как-то уж проживут без российского читателя. Тем более, если сайт уже попал на карандаш Роскомнадзора, скорее всего, первое "письмо счастья" не окажется последним – они будут приходить с завидным постоянством с интервалом примерно три месяца. В то же время постоянное удаление проукраинских материалов с сайтов может означать для Кремля, что зачистка проходит успешно, что на днепропетровские СМИ можно так же легко повлиять, как и на российские, а значит, с Днепром у России еще не все потеряно.