Но расскажу историю одной реформированной страны – Эстонии.
Сразу после восстановления независимой Эстонской республики в стране действительно пошли путем реформ. Как сказал генерал Керт: "Мы за свою независимость слишком долго боролись, чтобы потерять этот шанс". И реформы проводились быстро, уверенно и четко, как скальпелем. В 2004 году Эстония вошла в Евросоюз и в НАТО. Средняя зарплата на руки 28 тыс. гривен.
Но успех Эстонии и потерю влияния некоторым соседям было не так просто принять. В 2007 году зафиксировали первую в мире кибервойну против эстонских информационных систем. А Эстония от этого стала даже еще сильнее. Поняла быстро критичную важность кибербезопасности и вышла на такой уровень компетентности, что сейчас (в том числе, благодаря генералу Керту) центр кибербезопасности НАТО находится в Эстонии.
Политическое влияние на Эстонию доходило до (так утверждают) такого уровня, что руководителя партии, руководящей столицей и представляющей 1/4 голосов, и мэра Таллинна обвиняли в получении постоянной финансовой помощи из России. Кстати, договор о сотрудничестве с "Единой Россией" эта партия не расторгла. А члены горсовета столицы ходят праздновать с послом России в Эстонии 9 мая.
Об информационной войне я даже не буду говорить. Это очевидно. Уже в 1990-х годах в пограничном городе Нарва старались провести референдум об "ущемлении прав" и эстонская Нацгвардия уже за несколько лет до "зеленых человечков" провела обучение практически по тому же сценарию, который потом был в Крыму. Просто как по учебнику все.
Но.
Эстония решила пойти путем "не перекрывать ничего". Я тоже могла спорить об этом с создателями стратегии информационной безопасности государства и с крупнейшими медиа-гуру. Их позиция была такой: "Народ сам поймет, а перекрытие создаст еще больше причин для бунта и поднимет на бунт даже тех, кто сегодня пассивен. А уровень жизни докажет все".
Так и в этом городке Нарве с 88% русскоязычного населения ответили на попытку провести референдум: "Спасибо, если даже есть какие-то проблемы, мы сами разберемся". И сегодня в Эстонии средняя зарплата 28000 гривен. В Эстонии свобода слова и безвиз... Продолжить? И этим все сказано.
Война не во всей Украине. Я не знаю, приняли ли бы такое решение о полной свободе информации в условиях войны в части страны. Но загружать информацию в Яндекс и mail.ru – это добровольно загружать инфо спецслужбам. Для госслужащих это вообще невообразимо, для других – не знаю. Честно, просто не знаю. Но, наверное, знают украинские спецслужбы, раз приняли такое решение перекрыть эти ресурсы для всех.
Но при этом грань демократии и свободы слова ой какая тонкая…
Яника Мерило – исполнительный директор Украинской ассоциации венчурного капитала и прямых инвестиций (UVCA), эксперт Агентства по вопросам электронного правительства Украины, член совета директоров профильного сообщества UAngel, советник председателя комитета по иностранным делам парламента Эстонии, внештатный советник мэра Львова, вице-мэр Днепра. |
В круг обязанностей Мерило в Днепре входит курирование центров оказания административных услуг, электронные услуги, IT-технологии, колл-центр мэрии, внедрение электронного билета в общественном транспорте, контроль над прозрачностью закупок, работа с инвесторами и международными донорами. Является гражданкой Эстонии, но ее отец родом из Украины.