В Министерстве инфраструктуры при содействии Офиса поддержки реформ (RST) сейчас создают рабочую группу по внедрению электронного билета для городского транспорта E-ticket WG (E-ticket working group). Как именно будут реализовывать эту идею на практике, рассказала глава группы, советник министра инфраструктуры и советник мэра Днепра Яника Мерило.
– Яника, вы возглавили рабочую группу по внедрению электронного билета для городского транспорта. Какие цели и сроки ставите перед собой?
– Рабочая группа создана для консультации городов и областей по созданию электронного билета. В идеале в Украине должен быть один стандарт, по которому работают разные города, так как это будет гарантировать возможность с одним электронным билетом проехать в транспорте в разных городах и в идеале – в поездах "Укрзализныци". Группа также будет работать над созданием рекомендательного стандарта электронного билета.
– Что даст введение электронного билета? Когда местные общины смогут почувствовать экономический эффект такого решения?
– Электронный билет даст рядовому жителю возможность удобно и прозрачно оплатить проезд в любом виде транспорта. В каких видах транспорта он будет "работать", зависит уже от местного самоуправления. Днепр, например, планирует запустить электронный билет в этом году в метро и первом трамвае, в 2018 году – во всем электротранспорте, и в 2019 – в маршрутках.
Кроме удобства, это даст более удобную и надежную возможность проезда льготникам. То есть водители уже не смогут дискриминировать пассажира на уровне льготник он или нет, так как они будут видеть, имеет ли человек право на проезд или нет.
Для городских же властей запуск электронного билета даст возможность видеть статистику как всех проездов, так и льготных, что создаст объективную основу для компенсации льготных проездов, а также позволит более эффективно планировать маршруты.
– Была ли возможность наладить подобную практику без закона об электронном билете?
– Если была бы возможность запустить полноценный электронный билет, то, конечно, власть не шла бы путем изменений в закон. Это самый трудный и медленный путь. Но как раз ограничения в законе и были причиной, почему пока ни один город не смог запустить данное решение полномасштабно. Я рада, что в итоге мы сможем внедрять технологии, которые в мире внедрялись на протяжении уже нескольких десятилетий. Лучше поздно, чем никогда.
К слову, на днях на слушаниях Комитета ВР по вопросам информатизации и связи посол Кореи в Украине назвал электронный билет одной из приоритетных реформ в Украине. А Корея знает, о чем говорит, так как она является лидером в сфере IТ-решений.
– Есть ли уже наметки, что должно войти в типовой пакет документов, который будет предложен местным общинам?
– Безусловно, очень важно – это общая концепция и технический стандарт, так как по техническим решениям города будут или не будут состыковаться с другими городами. Также надеюсь, что будут примеры расчета затрат на создание е-билета, и, думаю, очень важно для городов получать информацию о возможных инвесторах и партнерах для создания электронного билета.
– Во сколько ориентировочно обойдется введение такого билета местным бюджетам? Где они будут брать деньги?
– Сумма затрат очень зависит от структуры транспорта и принципов внедрения билета. Например, в Днепре цена внедрения – примерно $8 млн. Во Львове, где структура транспортных услуг немного другая, – примерно 11,5 млн евро.
Электронный билет является хорошим примером проекта, в который можно (в классическом смысле государственно-частного партнерства) привлечь и инвесторов, и партнеров. Например, в Виннице и во Львове проект финансируется средствами ЕБРР. Но это достаточно длинный процесс.
– Есть ли риск, что новые электронные билеты тоже будут подделывать? Предполагается ли поиск общего решения этого вопроса на уровне государства или это тоже будет передано на уровень муниципалитетов?
– Местные горсоветы могут сами решить, у каких поставщиков они закупают отвечающие всем требованиям э-билета решения. Все в мире возможно подделать, вопрос только в цене и трудозатратах. Но, однозначно, е-билеты намного труднее подделать, чем простые бумажные. И я не верю, что это оправдает затраты.
– Останутся ли у НБУ и Госспецсвязи функции регуляторов систем электронных билетов? Ведь если следовать закону о банковской деятельности, то системы е-билетов имеют признаки биткойнов и по-прежнему подпадают под действия регулятора, должны получать визу от него. Плюс, как только тот или иной муниципалитет или транспортник сообщит, что для защиты информации используются криптографические алгоритмы, эта система подпадает под ответственность Госспецсвязи. Регулятор должен подтвердить, что предложенный алгоритм гарантирует безопасность информации в системе электронных билетов. При этом в самом законе этот момент тоже никак не прописан. Предполагает ли министерство взять на себя подготовку этих подзаконных актов?
– Не надо все усложнять. Я не знаю, чтобы где-то в мире данная технология приравнивалась к биткоинам. Стандарты Mifare уже давно работают в Украине даже на самых простых пропускных системах. При этом НБУ однозначно и активно поддерживает создание карточки жителя, как и поддерживал принятие закона. Мы постоянно общаемся, и я не видела никакого желания или намерения с их стороны усложнять запуск электронного билета. Скорее, наоборот, хорошее сотрудничество в создании оптимального решения.