"Новости Днепра" публикуют самые интересные моменты из рассказа эстонской коллеги. Далее – прямая речь.
Марью Лауристин – преподаватель журналистики
– В Эстонии есть легенда, что все эстонские журналисты учились у меня. Это неправда. Не все. С дипломами журналистов работают примерно 25% сотрудников редакции, остальные приходят из других сфер.
В Таллинском университете журналистику начали преподавать с 1954 года. Я сама заканчивала журналистику. Это важно потому, что мой учитель – основатель этого журналистского отделения – он начал свою работу в 1954 году. Это было еще сталинское время. Он открыл журналистское отделение не по "заказу", а вопреки ему.
В то время журналистов готовили в рамках партийного обучения. В Москве была Высшая партийная школа, где готовили журналистов. В Эстонии опасались, что республику наводнят российские журналисты с русским языком и советским образованием. Для того, чтобы этого избежать, в Таллинском университете в рамках эстонской филологии был открыт отдел журналистики.
Мы должны были обучать своих студентов по программам Московского университета журналистики, потому что у нас не было разрешения на обучение журналистике. Но мы переводили московскую программу на эстонский лад. Например, была дисциплина "История советской журналистики". Мы это перевели как "История эстонской журналистики". Там была "Критика буржуазной печати" – мы это перевели как "Теорию массовой коммуникации". И когда из Москвы приходили контроли, мы и представляли русский оригинал программы: вот, мы учим по Московскому университету.
Пресса в Эстонии
У нас две большие корпорации. Разделена вся печать между моим учеником ("Эстонский экспресс" и другие газеты), а другая часть – газета "Postimees" ("Почтальон") и все местные, а также телевизионный "Второй канал". "Постимэс" – самая старая эстонская газета, она была основана в 19 веке. Ныне она наиболее читаемая. Хотя сейчас у нее некоторые трудности. Раньше газета "Постимэс" принадлежала норвежской компании, а пару лет назад она была продана нашему фармацевтическому миллионеру. И теперь у нас проблема, которая хорошо знакома украинским журналистам: как защитить журналиста, чтобы он оставался самим собой?
Проблема свободы журналистики и свободы слова – это проблема журналистики всюду. Газета "Постимэс" под руководством нового владельца-олигарха стала более политической. Олигарх спонсируют эстонскую консервативную партию. Поэтому он стал выдавливать из редакции газеты журналистов, которые были критично настроены по отношению к этой партии. Но у нас очень сильная солидарность работников медиа-сферы – каждый готов защитить друг друга и свободу слова.
Так что у нас тоже приходится бороться за свободу слова, однако по сравнению с Украиной у нас ситуация лучше. Тем более что президент Эстонии поддерживает журналистов.
Журналистика: служение людям
Журналистика – это важная часть национальной культуры. Мы в советское время отправляли ребят в советские газеты. Они, возвращаясь, жаловались, что там было трудно. А их руководители нам говорили, что вы готовите студентов для работы в таких средствах массовой информации, которых на данный момент не существует. Мы теперь делаем то же самое: готовим своих студентов на основе общих демократических правил. Но журналист должен быть выше всего этого, чтобы объяснять людям ситуацию, освещать события. У журналиста должно быть чувство ответственности.
Российские каналы в Эстонии
У нас российские каналы все видны. 58% русского населения Эстонии смотрит российские каналы. Мы делали много исследований о том, как это все влияет. То, что они там говорят про Украину, это настолько грубо, настолько злобно, что нам, как друзьям Украины, от этого не по себе. Наше исследование показывает, что русское население Эстонии смотрит не только российские каналы, но и эстонские (многие уже выучили эстонский язык), а также иностранные телеканалы. Когда мы делаем деление аудитории, выяснятся, что достаточно большая группа людей смотрит только российские каналы. Но в большинстве случаев они смотрят советские фильмы, частично спортивные и развлекательные программы. Политика этих людей мало интересует. Поэтому мы перестали беспокоиться.
Но самое плохое то, что происходит в онлайн и в социальных сетях с огромным количеством ботов и клеветы – там происходит самая настоящая информационная война. В этом у нас те же проблемы, что и у вас. Также у нас есть русскоязычное радио – "Радио 4". Кстати, радио в Эстонии очень популярно.
Опыт аннексии стран Балтии Советским Союзом
Прибалтики не существует. Прибалтика – это советский термин. Есть страны Балтии.
На аннексию Эстонии, Латвии и Литвы западные страны по-разному отреагировали. Финляндия после войны с СССР была готова закрыть оба глаза и открывать рот, чтобы получать то, что Россия давала. А Швеция закрыла один глаз: с одной стороны признавала, что Балтия – это Советский Союз, но в то же время скрывала эстонских беженцев и давала возможность прожить. Что касается западных держав, они не признавали аннексию и оказывали помощь при восстановлении независимости – без их поддержки мы бы не смогли.
Факт непризнания оккупации западными странами позволял нам восстановить свою независимость. Поэтому мы стоим за то, чтобы с России не снимали санкции и всячески стараемся помогать Украине. Все страны Балтии стараются поддерживать вашу страну.