Сказка, не правда ли? Представьте картину: в новогоднюю ночь армия провинившихся депутатов дружно бежит из страны, опасаясь наказания за свои преступления. Оставшиеся попадают под суд, получают срок и сидят в тюрьме. Никаких досрочных освобождений через полгода, никаких "отмазок", "заносов", "договорняков" и прочих "прелестей" нашей правоохранительной и судебной систем. Понравилось? Не торопитесь радоваться, ибо правда, как обычно, выглядит немного по-другому...
Выполнил ли Зеленский свое обещание?
3 сентября народные депутаты проголосовали за закон "О внесении изменений в статью 80 Конституции Украины (по поводу неприкосновенности народных депутатов Украины)". Это решение позволило исключить депутатскую неприкосновенность из Конституции, сохранив за народными избранниками только отсутствие ответственности за результаты голосования и за выражение своего мнения.
Закон вступает в силу в новогоднюю ночь. Таким образом, президент Владимир Зеленский и его партия "Слуга народа" выполнили свое программное обещание.
Однако это немного не соответствует действительности. Дело в том, что депутатская неприкосновенность осталась в ряде нормативно-правовых документов, таких как Законы Украины "О статусе народных депутатов", "О регламенте Верховной Рады Украины", а самое главное – в Уголовно-процессуальном кодексе.
По мнению юриста Алексея Захарова, лучше бы изменения были внесены не только в Конституцию, но и в указанные законы. "Однако – это мое личное мнение – правоохранительные органы будут иметь достаточно оснований не руководствоваться депутатским иммунитетом и без внесения этих изменений, поскольку Конституция является высшим по иерархии источником права, а толковать ее следует исторически, то есть не только в том, что там написано, но и в том, что оттуда исключили. Этот метод толкования правовых норм известный еще с древнеримских времен, и неоднократно применялся Конституционным судом Украины", – отметил правовед.
Так было ли выполнено обещание?
"Слуги народа" перестраховались
Изменения в Уголовно-процессуальный кодекс внесли позже, уже в декабре, перед самым вступлением в силу новых правил привлечения к уголовной ответственности. Вполне возможно, что юристы команды Зеленского решили, что правоохранительные органы могут использовать Конституцию как закон высшей юридической силы и не дожидаться поправок в уголовном процессуальном законодательстве.
Как бы там ни было, народные депутаты приняли закон №2237 о внесении изменений в Конституцию по поводу неприкосновенности депутатов, который вчера, 27 декабря, уже подписал президент Украины. В нем как раз предусмотрен механизм привлечения народных депутатов к уголовной ответственности. Но он достаточно противоречивый.
Главная проблема – внести сведения в реестр и приступить к досудебному расследованию в отношении народного депутата теперь может один единственный человек – генеральный прокурор Руслан Рябошапка. САП и НАБУ не смогут начать расследование, даже если депутата, допустим, поймают на взятке. Кроме того, оба антикоррупционных органа все свои действия обязаны согласовывать с генеральным прокурором.
Абсолютная монополия генпрокурора на внесение сведений в ЕРДР, по мнению аналитиков общественной организации "Чесно", добавляет коррупционные риски. По сути, для того чтобы "отмазаться", необходимо договориться с одним конкретным человеком – и все! Следователи других ведомств просто не смогут ничего поделать.
Кроме того, имущество нельзя будет арестовать без предупреждения самого депутата о суде и без его участия в заседании. Никто и ничто не помешает народным депутатам в случае преследования по-быстрому переписать имущество на верных людей. Кроме того, следователь никак не сможет арестовать взятку, полученную депутатом, пойманным с поличным.
Прокурор, на тебя одна надежда!
Таким образом, для того, чтобы привлечь народного депутата к уголовной ответственности, теперь генпрокурору не нужно приходить в Верховную Раду, выступать перед фигурантом и его коллегами и просить поддержать привлечение к уголовной ответственности. Теперь генеральный прокурор сам вносит сведения в ЕРДР. Однако у депутатов остается возможность переписать все имущество на других людей, то есть избавиться от возможных улик в уголовном производстве. Кроме того, генеральной прокурор может неоперативно вносить сведения в ЕРДР "в связи со своей занятостью". Потеря времени в расследовании преступления в отношении депутата может привести к полному распаду обвинения. Кроме того, генеральный прокурор сможет "стопорить" расследование, так как САП и НАБУ все свои действия обязаны согласовать именно с ним.
Учитывая, что главным достижением Руслана Рябошапки на посту генерального прокурора является переименование Генеральной прокуратуры в Офис генпрокурора, закрадываются тревожные мысли. Впрочем, даже если предположить, что генпрокурор будет честно и квалифицированно выполнять свою работу, то большой вопрос, сможет ли один человеком вовремя вносить сведения в ЕРДР и справиться с ворохом согласований. Даже сейчас к прокурору есть претензии по поводу расследования ряда резонансных дел. А что будет, когда объем работы еще больше возрастет?
К сожалению, пока снятие неприкосновенности похоже на очередную горькую пилюлю разочарования для народа Украины, завернутую в яркую обертку.