Суть схемы в том, что департамент объявляет закупку услуг по содержанию дорог на 178 миллионов гривен. В тендерной документации из описания предмета закупки имеется только табличка с перечнем работ, но без конкретных адресов.
Работать вообще без понимания, где находятся обслуживаемые объекты, желающих оказалось всего двое. Это частное предприятие "Сегмент" и коммунальное предприятие Днепровского городского совета, подчиненное тому же департаменту – "Управление по ремонту и эксплуатации автодорог" (далее КП УРЕА). Первое, очевидно, присутствовало в тендере лишь для мебели, поскольку по результатам торгов "подвинулось" аж на целых 0,2% от стартовой цены. Победило в тендере, само собой, КП УРЕА, "подвинувшись" при этом на 0,24%.
Как выяснилось, УРЕА выиграло тендер совсем не для того, чтобы выполнять работы, а для того, чтобы без тендера раздать их фирмам, подконтрольным областной ЖКХшной мафии. Так, 80 миллионов без тендера досталось фирме "Інкомеко" из орбиты братьев Дубинских, которые уже добрый десяток лет контролируют всю областную и городскую сферу ЖКХ. Еще 50 миллионов, опять же без тендера, ушло фирме "Територія-Д", которая тесно связано с депутатом Днепропетровского областного совета от "УКРОПа" Владиславом Бородиным.
Но дьявол кроется в деталях. И тут начинается самое интересное. Согласно условиям тендера, участник должен предоставить подписанные ранее аналогичные договоры для подтверждения своего опыта. И УРЕА такой договор предоставило. А подписал этот договор нынешний директор КП УРЕА Артур Оганесян. И вроде бы все логично. Вот только подпись Оганесяна в этом договоре стоит на стороне подрядчика – ООО "Северок 99". Все еще не поняли? Поясняем. Раньше Оганесян возглавлял "Северок 99" и нанимал УРЕА на субподряд. А теперь Оганесян возглавляет УРЕА и подтверждает свой опыт работы договором со своей же фирмой "Северок 99". То есть сначала Оганесян получал подряды от департамента на свою частную фирму, а теперь – на возглавляемое им КП.
Пикантность ситуации в том, что ранее "Северок 99" попадался на том, что берет в аренду коммунальную технику у КП УРЕА, выигрывает тендеры, а потом это же КП УРЕА
Спустя неделю после публикации договоров в системе, департамент публикует дополнительное соглашение, которым уменьшает сумму договора на 87,5 миллиона гривен. Но не вносит изменений в перечень необходимых работ. Вслед за основным договором были внесены изменения и в суммы договоров между УРЕА и субподрядчиками. В договоре с "Територія-Д" сумма была уменьшена на 30 миллионов до 20 миллионов. Договор на 80 миллионов с "Інкомеко" уменьшился на 38 миллионов до 42 миллионов. И никаких изменений, кроме суммы. То есть исполнитель теперь может на свое усмотрение определить, какую часть из указанных работ делать, а какую – нет.
Если подытожить, то схема выглядит так. Город купил технику. Сдал ее в аренду частникам. А частники зарабатывают на ней миллионы, выполняя непрозрачные подряды для города. Это как если бы вы занимались строительством и купили бы дрель, но вместо того, чтобы отдать ее своим работникам, сдали бы ее за бесценок в аренду конкурентам и наняли их же на субподряд.
Единственное оправдание такому подходу может быть в отсутствии кадров. То есть, когда вам просто некому эту дрель вручить. И кадров в УРЕА действительно не хватает. Но тут же возникает вопрос: а не проще ли придумать, как повысить зарплаты дорожникам и заполнить кадровую дыру, чем из года в год отдавать на распил сотни миллионов гривен? А если утолить кадровый голод действительно невозможно, то зачем покупать десятки единиц дорогостоящей техники за бюджетные средства вместо того, чтобы заказать услугу у тех, кто такой техникой уже обладает?