Предыстория проблемы
Распихивать мусор по всей стране львовские власти заставила трагедия. 29 мая 2016 года под Львовом, на Грибовичском полигоне, кстати, самом большом в Украине (26 га), случился пожар. Спасатели, которые пытались его ликвидировать, попали под обвал мусора – погибло четыре человека. Погибло ужасной смертью – в мусоре и в огне.
Тогда стало понятно, что с полигоном надо что-то делать. Точнее, не так. Понятно это стало задолго до трагедии: львовские власти искали инвесторов на строительство мусороперерабатывающего завода, однако, как признаются чиновники, все проекты не подходили. По официальным данным, абсолютно все инвесторы, среди которых, кстати, много международных, предлагали только строительство перерабатывающего завода, а вот рекультивировать существующий полигон не хотели, в то время как бОльшая часть затрат в этом проекте должна быть предусмотрена именно на рекультивацию. В итоге всем потенциальным инвесторам было отказано. Впрочем, есть еще одна версия: никто из инвесторов не был готов давать требуемые "откаты".
Вся эта ситуация сильно ударила по имиджу мэра Львова Андрея Садового, который до этого был любимцем многим горожан, ведь именно он сделал город туристическим. Но, правда, за красивыми фасадами забыл про задники. Не то, чтобы забыл. Но первостепенно решались проблемы именно фасадов.
Теперь же львовяне и сами не рады, что мусор позорит их славный город на всю страну. Но и не вывозить мусор тоже невозможно, потому что этот туристический город в день производит огромное его количество, а полигона, по сути, нет: Грибовичи, наконец, закрыли.
Львовский мусор в Днепре
Львовские отходы до сих пор путешествуют по Днепропетровщине. Так, они были найдены в поселке Мелиоративное, в Каменском, в Синельниково, в Диевке. Мусор сюда завозят целыми машинами. Активисты и неравнодушные граждане уже и перекрывали трассы, и выступали в СМИ, и чего только не делали, чтобы остановить это безобразие, но мусор продолжает поступать. Тайком. По ночам. В самые неожиданные места.
Но главный вопрос в другом: в Днепре достаточно и своих проблемных свалок и нет гарантии, что подобная ситуация не сложится на одной из них. В Днепропетровской области насчитывается 370 санкционированных мест для утилизации отходов, куда входят шламохранилища ГОКов, хвостохранилища радиоактивных отходов и 10 паспортизированных полигонов твердых бытовых отходов (из них только два соответствуют международным требованиям по утилизации мусора).
Что дальше?
Сейчас, обещают власти Львова, деньги на рекультивацию старого полигона и строительство завода, найдены. Их выделяет Европейский инвестиционный банк. Речь идет о сумме 400 млн грн. Теперь дело за Минрегионразвития, соответствующие документы на подписи которого лежали еще за два месяца до львовской трагедии. В самом же министерстве говорят, что банк выделяет кредит всей Украине, а не конкретно Львову, и решать, куда пойдут деньги, будут в Киеве.
Но разве только в львовской свалке проблема? Аналогичные ситуации могут возникнуть и в Киеве, и в Днепре, и в других крупных городах Украины. Ведь проблема мусора у нас не решается системно. Суммарный размер наших свалок уже достиг площади Швейцарии. В самой Швейцарии мусор, кстати, закончился, потому что они его перерабатывают и превращают в конечном итоге в деньги. У нас так пока не умеют, хотя за мусорным бизнесом – будущее, и все в мире это знают. Все, кроме Украины.