Многие днепропетровцы в курсе, что эпопея с восстановлением длилась почти 4 года. Вот что прошлым летом (04.06.2014 г.) писала “Популярная газета” в материале “Операция Девилкулизация”:
“Относительное спокойствие еще недавно почти всемогущего “директора горсовета” уже в самое ближайшее время может быть потревожено совсем с иной стороны. После 2,5-летнего тайм-аута в местные пасьянсы возвращается 47-летний Виталий Мархасин. В свое время довольно успешно конкурировавший с Романенко в борьбе за ключевые позиции на городском уровне.
Разумеется, многие отлично помнят, что в горсовет они оба пришли в 2010-м: Мархасин – в августе, Романенко – в середине ноября, сразу после очередных местных выборов. И именно двухмесячная фора позволяла на первых порах “человеку Ступака” опережать “левую руку Вилкула” по многим направлениям. И, хотя со временем status-quo представителя политически сильнейшей группировки в местной ПР оказался восстановлен, трения возникали вплоть до лета-2011, когда Мархасин покинул здание на Карла Маркса, 75.
Надо признать – эта отставка наделала тогда немало шуму в узких кругах. Заявление об увольнении было написано и озвучено. Через некоторое время – отозвано. Потом снова подтверждено, уже вроде бы окончательно. Хотя именно сомнительность некоторых этапов процедуры послужила впоследствии основанием для решения административного суда нескольких инстанций о восстановлении Мархасина на занимаемой должности с выплатой ему денег за вынужденный прогул…
Официальная причина ухода оказалась сформулирована довольно невнятно – мол, “решил сосредоточиться на другой работе“. В кулуарах же были уверены, что Иван Иванович на тот момент “номер раз” попросту пожертвовал старым, еще со времен “Закона и чести”, соратником – дабы не накалять и так уже сложные отношения с губернатором и областным партийным боссом в одном лице. Но лишь единицы обратили внимание на то, что по времени отставка последовала практически сразу же за скандальным депутатским голосованием, результатом которого стало освобождение ТЦ “Пассаж” от уплаты в городской бюджет 15 миллионов гривен долевого участия. Взамен на площади около ЦУМа появилась знаменитая “французская карусель”.
Злые языки еще тогда поговаривали, что “аттракцион невиданной щедрости” на самом деле обошелся хозяевам “Пассажа” в кругленькую сумму, а именно ровно миллион вечнозеленых американских денег, отправившихся не то в общепартийную казну, не то в чью-то личную “кубышку”. Разумеется, вдаваться в подробности никто не пытался. Соль, однако, в другом. Почему бы не предположить, что удалением Мархасина решалась проблема не столько “максораздражителя”, сколько нежелательного и более чем осведомленного (кто, как не управделами, в курсе предварительного и финального документооборота, связанного с любым вопросом, проходящим исполком и сессию) свидетеля?
Вероятно, именно эта осведомленность трехгодичной давности сегодня заставляет Ивана Куличенко создавать массу препятствий для выполнения судебных решений. Нет смысла оценивать степень его влияния (или, скорее – влияния Максима Романенко) на сотрудников исполнительной службы или же на пока действующего управделами Николая Отченко, несколько месяцев чередующего больничные с отпусками. Факт налицо – решение Киевского окружного административного суда, вступившее в законную силу, по сей день не выполнено. ..
Объяснение можно предложить, пожалуй, только одно. В местной чиновничьей среде изначально принята и успешно практикуется многоступенчатая система “перевода стрелок”. Сейчас в роли “великих и ужасных” представляется команда, плотно занявшая командные высоты в ОГА, причем даже не сам Игорь Коломойский, а его заместители Борис Филатов и особенно Геннадий Корбан. Поэтому большинство скрытых, но уже инициированных процессов внутри городского совета и вокруг него упирается в классическое “о, Боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна?”.
На самом же деле, в преддверии неизбежной (как минимум – частичной) перезагрузки исполкома, а также состава заместителей городского головы ни мэру, ни его соседу по президиуму не нужен рядом новый малопредсказуемый “блуждающий форвард”. Иначе бы Мархасина давно восстановили, потом на сессии “прокатили” мимо исполкома – а управделами обязан входить туда по должности – и уволили вновь. Однако в условиях ситуативной анархии, когда для принятия решения в сессионном зале может не хватать всего 1-2 голосов, даже такой на первый взгляд беспроигрышный вариант представляется опасным“.
Примечательная деталь: в мае прошлого года Киевский апелляционный административный суд выдал истцу и ответчикам… два противоречащих друг другу решения под одним и тем же номером! Однако громкий скандал по этому поводу в итоге так и не состоялся.
Тем не менее, тема восстановления Мархасина продолжилась уже в текущем году и более успешно. Соответствующее постановление Бабушкинского районного суда г. Днепропетровска было вынесено в его пользу, причем рассматривал дело судья Николай Решетник, широко “засветившийся” во время массовых задержаний протестовавших у облгосадминистрации 26 января. По срокам выходит, что судебный документ в пользу истца оказался едва ли не последним, подписанным перед временным отстранением судьи от должности.
В отличие от предыдущих раз, довольно оперативно сработала и местная исполнительная служба – уже на сессию городского совета 22 июля был вынесен проект решения об изменении структуры и численности исполнительного комитета. Дело в том, что для корректного исполнения судебного решения депутатам нужно было снова создать должность заместителя городского головы-управляющего делами, с нее Виталий Ефимович четыре года назад уходил в “свободное плавание”. Однако позже эту должность ликвидировали: и Отченко, и Шебанов работали управляющими делами без официального статуса вице-мэра.
Несмотря на разгоревшуюся перепалку, депутаты решение провалили. Причем очень согласованно, консенсусом всех партийных фракций и депутатских групп. В результате на электронном табло сессионного зала в строчке “За” появился беспрецедентный зеленый нуль. Казалось, процесс заходит на новый виток: раз нет кресла, нет и восстановления.
Правда, за такие “художества” Галине Булавке, как лицу, на которое возлагалось исполнение судебного предписания, при неблагоприятном раскладе “светило” до 8 лет лишения свободы. И она накануне своего дня рождения (11 августа) решила не рисковать.
Во вторник Виталий Мархасин приступил к исполнению новых-старых обязанностей. Однако ряд технических вопросов, связанных с его камбэком, до сих пор не урегулирован. Главный касается компенсации за “вынужденный прогул”. Сумма пока не озвучивалась. Однако уже имеется коллизия, ведь более 2 лет Мархасин работал в областном управлении налоговой милиции Харьковской области и, разумеется, получал там государственную зарплату. Не получится ли впопыхах, что днепропетровский городской бюджет окажется вынужден компенсировать ему и этот период? Словом, необходимо внимательно считать…
Что касается политической составляющей, то при сложившейся конъюнктуре в Днепропетровском городском совете смена одного высокопоставленного чиновника на другого едва ли изменит общую температуру по больнице. Тем более за два с копейками месяца до полной перезагрузки как совета, так и его исполнительных структур. В том, что после 25 октября это неизбежно в любом случае, никто даже не сомневается.