Глава Минюста считает, что раскрытие информации о собственниках может стать существенным фактором в борьбе с коррупцией, поскольку теперь можно будет проверить, какое имущество находится в собственности конкретного чиновника или политика, сопоставить это имущество с его уровнем доходов и сделать соответствующие выводы. Узнать же приблизительную стоимость того или иного объекта и раньше не составляло особого труда.
Это в теории. На практике же имеем несколько иную ситуацию. Все хорошо помнят недавнюю историю со сносом забора на одном из одесских пляжей. Демонтажем руководил лично глава Одесской ОГА Михеил Саакашвили. По его же словам, дом, который и был огорожен вместе с пляжем злополучным заборам, принадлежит киевскому бизнесмену, бывшему народному депутату Василию Хмельницкому. Только вот владельцем этого объекта является юридическое лицо ООО "Зеленый берег", а уже оно является собственностью Хмельницкого. Т.е. формально ни дом, ни земельный участок, ни забор не являются частной собственностью и все вопросы по поводу этих объектов должны адресоваться не физическому лицу Хмельницкому, а дирекции ООО. Более того, сам Хмельницкий утверждает, что это вообще не дом, а детский пансионат. Правда, отдыхавших там детей никто не видел.
Схожую ситуацию имеем и с "замком Гарри Поттера" в той же Одессе. Весь город знает, что огромный причудливый особняк принадлежит бывшему нардепу Сергею Кивалову, но формально – это дом приемов, находящийся в собственности Международного гуманитарного университета. А это значит, что при поиске собственности Сергея Кивалова в реестрах Минюста никаких "домов приемов" или сказочных замков вы не найдете. Как не найдете и "детских пансионатов" с вертолетными площадками в собственности Василия Хмельницкого.
Еще одна показательная история произошла в июне этого года в Днепропетровске. Там силовикам пришлось организовывать чуть ли не голливудский захват имения скандального заместителя мэра города Владимира Лысого, подозреваемого в хищении десятка миллионов бюджетных денег. Поскольку охрана не пропускала силовиков через ворота, им пришлось подбираться к имению по Днепру и высаживаться на территорию с катера. В результате, на участке чиновника с зарплатой 4 тыс. гривен в месяц обнаружили трехэтажный особняк, отделанный мрамором, 25 метровый бассейн с подогревом, и прочее. Только вот в реестрах Минюста ничего этого нет, поскольку дом чиновник предусмотрительно переоформил на одного из родственников.
Еще один мастер-класс по сокрытию имущества весной этого года организовал бывший и.о. главы Госавтоинспекции Александр Ершов. Оказалось, что чиновник вообще никак не оформлял выстроенный восемь лет назад особняк в элитном поселке. В результате, дом у человека есть, а в реестрах и декларациях никакого имущества кроме служебной квартиры и пары машин, да мотоцикла – нет. Т.е. вы не просто не найдете особняк в реестрах, так еще и налоги и коммунальные платежи за него платить не надо, т.к. формально этой недвижимости не существует. Это то, что касается дома. А есть еще и автомобили.
Как выяснили журналисты, согласно базе ГАИ, в собственности Ершова находился джип Toyota Land Cruiser и грузовик КамАЗ, который на практике оказался мотоциклом. Зато более успешные дочери гаишника предпочитают передвигаться на Porsche Cayenne и Range Rover. И все бы ничего, только номера, под которыми ездит одна из этих машин, зарегистрированы за намного более скромным автомобилем Syang Young 2008 года выпуска. Т.е., если вы будете искать в реестрах автомобили Ершова, вы там не найдете ни Porsche Cayenne, ни Range Rover, ни даже старый Syang Young, который зарегистрирован на гражданина Латвии.
Однако это не означает, что открытие реестров бессмысленно. Благодаря им любой желающий может узнать формального собственника того или иного объекта, и это действительно может быть во многом полезно. Только вот антикоррупционная составляющая, на которую делают упор в Минюсте, вызывает сомнения.