Компания Ахметова фактически управляет "Днепродзержинским коксохимическим заводом" (ДКХЗ) с начала 2015 года, уточняют собеседники.
Еще в августе 2014 года гендиректор "Метинвеста" Юрий Рыженков сообщал украинским СМИ, что компания "заявила об интересе" к ДКХЗ, поскольку из-за конфликта на юго-востоке страны у нее возникли проблемы с обеспечением коксом. Речь шла о перебое поставок из Авдеевского коксохима "Метинвеста", расположенного в контролируемой Киевом Донецкой области – завод до сих пор находится в зоне обстрелов.
Последний обстрел произошел 4 августа и поставил предприятие на грань остановки, восстановить подачу на него электроэнергии удалось только 10 августа.
В декабре прошлого года головная компания украинского холдинга Metinvest BV получила разрешение комиссии по защите конкуренции Сербии на "установление контроля" над 94,55% ДКХЗ, но до соглашения не дошло. В материалах антимонопольного комитета Украины документов относительно возможного приобретения ДКХЗ "Метинвестом" нет.
Evraz и его акционеры (основные – Роман Абрамович, Александр Абрамов и Александр Фролов) получили ДКХЗ вместе с другими активами в Украине в 2007 году от группы "Приват" Игоря Коломойского за три млрд долларов.
В августе 2012 года ДКХЗ, который не принимал участия в производственной цепочке других украинских активов Evraz, было за символические четыре доллара продано основной структуре акционеров Evraz, Lanebrook Ltd, а в начале 2014 года владельцами ДКХЗ стали кипрские Salurex Limited, Misandaiko Holdings Ltd, Mastinto Trading Ltd и Altana Limited с Британских Виргинских островов (все владеют по 23,64%).
Оффшоры представляли интересы акционеров Evraz, а Altana Limited – украинскую инвесткомпанию Altana Capital, рассказывали источники.
В Evraz и Altana Capital отказались от комментариев, в SKM Group, которая объединяет активы Ахметова, отрицают получение контроля над ДКХЗ.
По данным СПАРК, структура акционеров ДКХЗ не изменилась, но источники, близкие к Evraz, говорят, что акционеры холдинга уже не имеют отношения к кипрским оффшорам: пакеты держат промежуточные структуры в интересах Ахметова (сумма сделки не раскрывается; аналитики оценивали актив в "десятки миллионов долларов").
Проследить изменение владения в кипрских компаниях невозможно – они оформлены на номинальных владельцев. Но к соглашению с "Метинвестом" или другими структурами украинского бизнесмена еще не дошло, отмечает источник, близкий к ним.