По модели Эриксона и Зигера, Россия может выбирать между тремя курсами: "уход" из Украины, "дестабилизация" (продолжение пособничества сепаратистам или экономическое давление), "вторжение".
Три возможных хода Запада: "все в норме" (закрывать глаза на действия России на Украине), "санкции", "военная помощь" Украине.
Анализируя действия России и Запада на протяжении года после смещения Януковича, Эриксон и Зигер заключают, что Россия не хочет "уходить" из Украины и возмущенно реагирует на любые признаки вмешательства Запада.
"Запад, со своей стороны, в целом готов отвечать на эскалацию, осуществляемую Россией, но по возможности выбирает самые вялые ответные меры", – пишет Бершидский.
Эриксон и Зигер составили 13 различных сценариев. В большинстве состояние равновесия – это "санкции"/"дестабилизация".
Эриксон и Зигер пишут: "Россия дестабилизирует Украину, создавая "замороженный конфликт" – помеху для укрепления демократического, ориентированного на Запад государства, а Запад выбирает стабильную конфигурацию перманентных санкций, ценой немалых собственных убытков, наказывая Россию за "дурное поведение".
"На втором месте по вероятности – вариант "все в норме"/"дестабилизация": "Запад полагает, что сохранение демократической, ориентированной на Запад Украины не оправдывает издержек и тоже позволяет России добиться ее геополитических целей путем успешной дестабилизации", – пишут Эриксон и Зигер.
Если обе стороны мыслят рационально, им удастся избежать сценария, в котором Россия начинает полномасштабное вторжение, а Запад наращивает военную помощь Украине.
Бершидский заключает: возможно, финал игры уже начался, поскольку "Россия продолжает дестабилизировать Украину, а Запад не намерен отменять санкции". Чтобы осуществился самый вероятный сценарий, остается лишь официально создать зону замороженного конфликта.
По мнению Бершидского, Керри прибыл в Россию, чтобы стороны могли констатировать свои разногласия по украинскому вопросу и переключиться на проблемы типа сирийской и иранской, по которым конструктивное взаимодействие все еще возможно.
"Для самой Украины роль пешки для больших игроков может быть несколько унизительной, но это не должно быть так. Если страна успешно превращается в демократию западного стиля с жизнеспособной открытой экономикой, она может выдержать продолжающиеся попытки России дестабилизации и, со временем, сделать их гораздо менее эффективными. Не быть игроком в большой стратегической игре – это, пожалуй, преимущество Украины: после того, как она поймет, что это может иметь незначительное влияние на исход, она может сосредоточиться на решении своих внутренних проблем", – считает Бершидский.