В последний день своего пребывания в должности исполняющей обязанности городского головы Галина Булавка подписала распоряжение о "декоммунизации" объектов топонимики. Под переименование попали сотни названий. В частности, свои наименования изменили пять из восьми районов города: Красногвардейский – на Чечеловский, Бабушкинский – на Шевченковский, Кировский – на Центральный и т.д.
На карте города также теперь должны появиться улицы, названные именами исторических персоналий: Княгини Ольги, Данила Галицкого, Ивана Гонты, Петра Дорошенко, Пилипа Орлика, Елены Пчелки, Сергея Ефремова, Михаила Грушевского, Романа Шухевича, Николая Зерова, Николая Кулиша, Елены Телиги, Марии Примаченко, Владимира Ивасюка и других известных лиц.
Избавились в названиях улиц и имен организаторов Голодомора: ул. Чубаря будет носить имя Владимира Сосюры, Постышева – Александра Серебрякова, пр. Петровского станет пр. Ивана Мазепы, ул. Петровского – ул. Андрея Сахарова и др.
Все эти изменения ранее были согласованы профильной комиссией горсовета по вопросам топонимики, в которую входят историки, краеведы, депутаты и общественные активисты. Впрочем, процесс "декоммунизации", только стартовав, вызвал замечания даже среди сторонников переименования.
Сергей Карноза, член комиссии по вопросам топонимики, руководитель волонтерской группы и многолетний борец за переименование улицы Косиора, отмечает: знаковые магистрали в центре города остались со старыми названиями – главный проспект имени Карла Маркса, проспект Кирова и улица Ленина, хотя для всех них в комиссии подобрали наименование.
"Относительно проспекта Карла Маркса у нас единодушное мнение – Дмитрия Ивановича Яворницкого, это символ местный и Украины, символ казачества, культуры, академик, не вызывало возражений. По проспекту Кирова – тоже единодушная позиция: Александра Поля. Ранее, кстати, эта улица называлась Полевой, следовательно, даже созвучно. По улице Ленина – там, действительно, еще впереди борьба. Там предложение проголосовано – Бандеры. Мы исходили из того, что символ имеет меняться в символ. Это "вата" будет квохтать ... Посмотрим ... Если Филатов не подпишет, то следующий – губернатор. Если не губернатор, то Верховная Рада. В законе, слава Богу, все это прописано", – сказал Карноза.
Краевед, демобилизованный боец АТО Юрий Фоменко выражает свои предостережения относительно "топонимической революции" в городе. Говорит: участвовать в заседаниях профильной комиссии по переименованию перестал еще летом – считает, что не был услышан. По его мнению, переименовывая улицы сейчас, Днепропетровск "содрал" советский подход, многие местные достойники не отмечены. Не появятся в городе и улицы имени добровольческих батальонов, сформированных из земляков, сожалеет Фоменко.
Днепропетровский историк Максим Кавун, который много лет возглавлял в городе рабочую группу по вопросам топонимики, считает, что "декоммунизация" в Днепропетровске "прихватила" и те объекты, которые совсем в ней не нуждались. Так, говорит он, улица Героев Сталинграда, которая должна стать проспектом Богдана Хмельницкого, не подпадала под переименования. Улицы, посвященные Сталинградской битве, одной из переломных во Второй мировой войне, есть и странах Европы, отмечает историк.
"Улица названа не в честь Сталина, а в честь Сталинградской битвы. Мало кто знает о том, что в Европе масса улиц названа в честь героев Сталинградской битвы: Сталинградская авеню в Брюсселе, Сталинградский бульвар в Ницце, станция метро "Сталинград" и площадь Сталинградской битвы в Париже. Мы идем в Европу, но отказываемся от того, что уважают в Европе", – считает Кавун.
Новый мэр Борис Филатов, который принес присягу несколько дней назад, вопрос переименования улиц комментирует как свершившийся факт. На своей первой пресс-конференции в должности мэра он дал понять, что решение предшественницы уже в работе и "заднего хода" не будет.
Между тем эксперты сходятся на том, что переименование знаковых центральных улиц, которые не сделала предшественница, станет одним из вызовов для нового городского головы.