В начале года, когда курс доллара колебался вокруг отметки в 40 гривен, стоимость запчастей к автобусам возросла почти в пять раз, и цена дизтоплива на рынке была около 27 гривен за литр, перевозчики начали бить тревогу. Существовавший тогда тариф в четыре гривны был просто невыносим для предприятий-перевозчиков.
Перевозчики пришли в кабинет к первому заммэра Крупскому, и сказали: "Давайте поднимать тарифы". Готовилось все это дело, как водится в нашей бюрократической стране, долго – более полутора месяцев. И вот, когда перевозчикам совсем уж стало невтерпеж, горсовет кинул им "спасательный круг" в виде "актов индивидуальной идеи". "Акт индивидуальной идеи" – документ, подаваемый перевозчиком по каждому конкретному маршруту, где он, обосновывая расчет стоимости, предлагает что-то с ней сделать (как правило, поднять).
Прелесть данного документа заключается в том, что его принимает профильная комиссия, а затем утверждает исполком. Сессию документы не проходят, тем самым их принятие занимает всего пару недель.
Постепенно, курс доллара немного устаканился, и цена дизеля тоже пошла вниз. Но запчасти, возросшие в цене, равно как и непомерные аппетиты банковских и лизинговых структур, не упали до такой степени, чтобы снижать тариф было хоть как-то экономически обоснованно.
И все бы ничего, но выборов уж пробил час и все в одночасье ринулись пиариться на транспортной теме. А козырь был припасен в рукаве. Это те самые "Акты индивидуальной идеи". Ведь они также легко отменяются, как и принимались – сначала голосуются профильной депутатской комиссией, а потом утверждаются исполкомом.
Естественно, перевозчики были против отмены актов, особенно, если учитывать то, что уже в понедельник, 28 сентября, состоится второй, заключительный этап конкурса на один из ключевых пакетов городских маршрутов.
На исполкоме выступали руководители предприятий-перевозчиков, и представители профсоюзов, но убедить заранее готовых к голосованию членов исполкома было нереально. После голосования руководитель профсоюза автомобилистов и перевозчиков города Михаил Тонконогий обвинил исполком в популизме.
В итоге, решение принято, "акты индивидуальной идеи" отменены, и тариф вроде бы надо уменьшать. Но, кредиты под огромные проценты, взятые перевозчиками на закупку нового транспорта, остаются, выплачивать их надо, также неизменными остаются и другие расходы предприятия. За каждый новый автобус "Рута", стоимостью в 640 тыс. грн, к примеру, предприятие ВКФ "Игрек" должно выкладывать по 21300 гривен (удорожание при кредите на пять лет в два раза). Также надо платить зарплату водителям, двоим по 4 тыс. грн, с этой суммы надо платить налоги. ТО и запчасти тоже берут свое, пару тысяч в месяц заберут расходники и резина. Содержание базы обходится в среднем на одну машину около 250 грн, без учета отопления боксов, где автомобили проходят ТО и ремонтируются. Имеем только текущих расходов: приблизительно 37 тыс. на новый автобус.
Теперь посчитаем доход. На среднестатистическом маршруте данного предприятия есть план по перевозке 300 пассажиров одним микроавтобусом. По пять грн – это 1500 грн в будний день. В выходной день план на треть ниже – 200 пассажиров, и соответственно, 1 тыс. грн в день. 22х1500 + 8х1000 = 41 тыс. грн. Это чистый доход.
В среднем "Рута" ест 13 литров дизтоплива на 100 км пути. В день автобус проедет около 300 км. Стоимость дизеля на сегодня равна 17 грн за литр. 663 грн в день водитель потратит на топливо, в независимости от того, выехал он в выходной, или в будний день. Итого за месяц получается 19890 грн. Отнимем от расхода доход, и получаем чистый плюс при пяти гривнах за проезд. 41000-19890=21110 гривен.
Отнимем стоимость нового автобуса, и получим: 21110-37000= -15890
Эти потери предприятие компенсирует имеющимся подвижным составом, который уже не находится в кредите, и приносит им прибыль. Но на конкурс каждое предприятие обязано закупить какое-то количество новых автобусов. А теперь посчитаем то же самое, только при стоимости проезда в четыре грн. 22х1200 + 8х800 = 32800
Соответственно, имеем расчет: 32800-19890-37000= -24090 грн потратит предприятие. И получит с других машин тоже меньше, что уже вряд ли позволит покрыть эти затраты.
Такие суммы уже сложно чем-то компенсировать. Особенно, при отсутствии компенсации со стороны государства за перевезенных льготников, которых возится на каждом маршруте сотни ежедневно.
Соответственно, решение о снижении тарифа является ничем иным, как предвыборным пиаром. И не важно, по какую ты сторону политических баррикад.