Как прокурор вылез в депутаты
Олейник Святослав Васильевич (его фамилию нередко ошибочно пишут как Олийнык) родился 4 декабря 1975 года, по одним данным в Днепропетровске (ныне – Днепр), по другим – в городе Синельниково Днепропетровской области. Родители его были людьми обыкновенными, однако у него имелись далеко не простые родственники. Например, его дядей является Николай Васильевич Олейник, много лет работающий судьей Жовтневого райсуда Днепропетровска. Говорят, именно он надоумил племянника пойти в юристы.
В то же время ходили слухи о якобы его родственных отношениях с днепропетровским "вором в законе" Сергеем Александровичем Олейником по прозвищу Умка. Это и не мудрено, поскольку в городе такую фамилию носят полторы тысячи человек – тут кого угодно можно записать в гипотетические родственники! Но данные слухи возникли не на пустом месте, ибо своему возвышению Святослав Олейник обязан группировке, так сказать, днепропетровской "деловой элиты", к которой имел непосредственное отношение и Умка. Цепочка следующая: Сергей Олейник был ближайшим "корешем" и заместителем криминального "авторитета" Александра Налекрешвили (по прозвищу Нарик), чье ОПГ сотрудничало с "Приватом" Коломойского.
Сам он помалкивает о своем прошлом и старательно подчищает в интернете весь компромат. В его официальной биографии можно прочитать лишь то, что Святослав Олейник в 1998 году окончил юридический факультет Днепропетровского государственного университета. Сразу же пошел работать в прокуратуру, где за шесть с небольшим лет сделал хорошую карьеру: от прокурора отдела прокуратуры Днепропетровской области до заместителя прокурора города Днепропетровска, несколько раз исполнял обязанности прокурора города. По его же утверждению, он зарекомендовал себя нещадной борьбой с растратами и хищениями в сфере ЖКХ, доводя до суда дела начальников коммунальных служб, "связанных с ОПГ". Ну а в 2004-м году этот честный и энергичный прокурор поддержал Майдан, был его участником, после чего зачем-то уволился из прокуратуры (а как же борьба с коррупционерами?) и занялся адвокатской деятельностью. Наконец, в 2006 году Святослава Олейника взяли в список БЮТ, дав ему проходное место – так он стал народным депутатом (и еще раз таким же образом он избрался в 2007 году).
На самом деле "все было так, але трошечки не так". По информации источников, прокурор Олейник в свое время действительно вел несколько дел в отношении начальников коммунальных служб – но не ради торжества законности, а по заказу, в том числе, тех же ОПГ и кланов. Дела возбуждались против несговорчивых директоров, или же с целью усадить в их кресла своих людей. При наличии собственного дяди-судьи эти дела могли запросто доводиться до приговора или же разваливаться после "договоренности сторон". Таким образом, Святослав Олейник быстро сошелся с нужными людьми, которые предложили ему перспективное сотрудничество.
Ну а теперь не слухи, а факты. Как известно, в 2015 году между "подручными" Коломойского произошел раскол, некоторые из них поссорились друг с другом, некоторые впали в немилость к Игорю Валерьевичу, и на местных выборах между ними завязалась борьба. И вот вследствие этой грызни и междоусобных разборок Борис Филатов вспомнил свое журналистское прошлое и создал любопытный документальный фильм о житие Святослава Олейника. Получившийся настолько скандальным, что его первые выкладки в Ютубе быстро исчезли (торопитесь просмотреть копии).
Всех фактов о Святославе Олейнике, конечно, этот фильм не поведал – иначе бы это стало проблемой для многих связанных с ним людей. Вот, например, Геннадий Корбан в интервью прямо признается, что Олейник "попал в наше поле зрения еще в 90-х годах", и что "мы его сопровождали, вели, помогали, лоббировали и желали продвижения по карьерной лестнице".
Однако в 2005-м Святослав Олейник на чем-то серьезно прокололся. Что заставило его бросить карьеру прокурора и временно заняться адвокатской практикой. Впрочем, прибедняется Олейник зря: известно, что в период 2005-2007 гг у него уже было несколько фирм (например, "Юстус-Консалтинг"), а вот уже потом, ставши нардепом, он создал новые, сделав их учредителем свою супругу – Олейник Варвару Александровну (поженились в 1997 году). В частности, это ООО "Агентство "Си Джи Ай" (ЕГРПОУ 35534729), о котором речь пойдет ниже.
Но Олейнику не дали скучать без дела. А дело было очень важным, возбужденное летом 2005 года против самого Игоря Коломойского по факту покушения на адвоката Сергея Карпенко, мешавшего олигарху захватить "Днепроспецсталь". Как писал журналист Сергей Лещенко, Олейник тогда сыграл в этом важную роль: он был одним из адвокатов Коломойского. За олигарха, как всегда, играла целая команда, где у каждого были свои задачи. Непосредственно Олейник помогал "заносить кому следует" на уровне прокуратуры и судов Днепропетровска, а в финале добился в Бабушкинском райсуде закрытия уголовного дела Коломойского "в связи с отсутствием состава преступления". Окончательную точку в этом деле поставили осенью 2014-го, когда в АТО призвали Игоря Шолодько – бывшего следователя, который вел, а потом спустил на тормозах дело Коломойского. Он "героически погиб" в Донецком аэропорту 4 декабря – аккурат в тот день, когда Генпрокуратура должна была расследовать законность закрытия дела Коломойского…
Оценив способности этого услужливого человека, "приватовцы" решили делегировать Святослава Олейника в Верховную Раду, купив ему на выборах 2006 года проходное место в списке БЮТ. "Какие-то несчастные пять миллионов долларов в кассу БЮТ – и Олейник становится народным депутатом", – рассказал позже Бродский, поясняя, как Святослав Олейник стал народным депутатом. Пять миллионов долларов! Заработать такую сумму за год адвокатской деятельности Олейник не мог, даже работая на Коломойского. То есть, это были либо "сбережения" прокурора-коррупционера, либо, что более реально, деньги "Привата". То есть к тому времени Олейник настолько зарекомендовал себе перед олигархом, что тот решил сделать его одной из своих марионеток в Раде.
Служить и предавать
Святослав Олейник депутатствовал 5-й и 6-й созывы (с 2006 по 2012 год), и за это время "прославился" несколькими скандалами – о которых он сегодня хотел бы забыть. Первым из них стало его активное участие в отмазывании руководства "Днепрогаза" от уголовной ответственности за катастрофу, случившуюся в Днепропетровске 13 октября 2007 года.
Напомним, что в тот злополучный день из-за халатности "Днепрогаза" произошел резкий скачок давления в газораспределительной сети квартала Победа-1. Затем произошел взрыв, разрушивший жилую многоэтажку и унесший жизни 23 человек. На ЧП всеукраинского масштаба вначале отреагировали на самом высоком уровне, однако в итоге пострадавшие не дождались ни должной компенсации, ни справедливости. Почему? Потому что, во-первых, адвокаты Олейника защищали "Днепрогаз" в судах, причем, ведя нечестную игру, попросту затягивая дела.
Например, в 2008 году Кабмин выставил "Днепрогазу" иск на 93,6 миллиона гривен (почти 19 миллионов долларов по тогдашнему курсу). За эти деньги можно было приобрести новое жилье всем жителям злополучного дома, выплатить компенсации раненым и семьям погибших. Суд первой инстанции подтвердил претензии Кабмина, однако в дело вступил адвокат "Днепрогаза" Ярослав Гризодуб, который начал бесчисленными апелляциями и проволочками затягивать выплату средств (а потом грянул кризис). Так вот, Гризодуб был штатным адвокатом вышеупомянутого ООО "Агенство "Си Джи Ай", принадлежавшего Варваре Олейник. Кстати, в сферу деятельности данной фирмы входила не только адвокатская деятельность, но и грузоперевозки, производство бетона и торговля стройматериалами. Широкий профиль! А вот после 2014 года Олейники, пряча следы своего прошлого, переименовали данную фирму в ООО "Студия "Арт-Бетон", записав на других лиц. Но об этом позже, а вот к делу о трагедии необходимо добавить то, что в январе 2009 года обвиняемые руководители "Днепрогаза" Игорь Иванков, Максим Сорокин и Сергей Бачурин были… амнистированы и отпущены. Как же так?
А так, что изначально их дело рассматривалось в Жовтневом суде Днепропетровска – там, где заправляет дядя Святослава Олейника. Сам дядя, конечно, предпочел в этом не мараться, передав дело своему коллеге Сергею Пойде (которого потом уличили в покупке дорогой недвижимости). В этом суде руководителей "Днепрогаза" сначала отпустили под залог в 8 миллионов гривен (на это деньги нашли, на компенсацию пострадавшим – нет), после чего те спокойно приходили на заседания. А тем временем в Киеве, в Раде, Святослав Олейник кропотливо работал над законом об амнистии, внеся в него 16 поправок (больше всех остальных). И вот закон приняли, виновных отпустил Жовтневый суд, иск о компенсации "заболтал" адвокат Олейника – и лишь в 2011 году это дело было отправлено на дорасследование, а затем еще некоторое время рассматривалось в районном суде Запорожья.
Эта история с "Днепрогазом" имела некоторое продолжение. А именно: управляющей компанией "Днепрогаза" было ООО "ГАЗЭКС-Украина", дочерняя фирма российской компании "ГАЗЭКС", работающая через кипрскую оффшорную фирму Narell Enterprises Ltd. Собственно говоря, Олейники (депутат и судья) защищали интересы именно "ГАЗЭКС-Украина", в ходе чего Святослав Олейник стал большим другом ее директора Виталия Демьянюка. Причем настолько, что они вдвоем увлеклись онтопсихологий – разновидностью "нетрадиционной" психологии, созданной итальянским теологом Антонио Менегетти (в ряде стран считается такой же опасной, как и сайентология). В Украине ее известными адептами, кроме Святослава Олейника, являются Игорь Мазепа и Инна Богословская. Непонятно вот что: по словам Олейника, он изучал онтопсихологию на факультете Санкт-Петербургского государственного университета, получив там соответствующий диплом как раз в 2009 году. Только когда же он это успел, будучи депутатом Верховной Рады и активно лоббируя интересы украинских коррупционеров? Или этот диплом ему вручили за какие-то особые заслуги перед российскими "партнерами"?
Что же касается Виталия Демьянюка, то, как писали СМИ, его благодарность Олейнику за сэкономленные 93 миллиона гривен была очень щедрой. Кстати, этот человек, несущий ответственность за гибель 23 жителей Днепропетровска, обвиняемый в коррупции и многомиллионных хищениях, с 2017 года является главой общественного совета при Государственном агентстве Украины по управлению Чернобыльской зоной. От этой информации становится как-то не по себе…
Продолжение читайте здесь.