Люди, которым приходится жить неподалеку от этих объектов, понимают, что большинство их болезней – это последствия вдыхания пыли, сажи, оксида углерода, азота, серы и других вредных веществ. Они это понимают, но в большинстве случаев не верят в возможность реально влиять на владельца ТЭС, а значит, обречены... Хотя не всегда.
Кроме загрязнения воздуха оксидами серы, азота и твердыми частицами, при сгорании угля в атмосферу также попадают токсичные бериллий, мышьяк, селен, ванадий, кадмий, ртуть, свинец, хром, другие тяжелые металлы и радионуклиды. Значительная часть этих примесей при сжигании угля поступает в атмосферу в виде твердых частиц, аэрозолей и газообразных соединений. Тяжелые металлы оседают в организме человека, провоцируя серьезные заболевания.
Исключение вместо правила
Этой весной экологические активисты Днепра вместе с Минприроды заставили энергетический холдинг ДТЭК миллиардера Рината Ахметова подписать меморандум с городом. В основе документа – программа по снижению негативного воздействия на окружающую среду Приднепровской ТЭС, работающей на антрацитовом угле. Как показывает рейтинг Минприроды, ТЭС входит в ТОП-100 предприятий-загрязнителей Украины и считается главной экологической проблемой города-миллионника.
По словам Ирины Черныш из Save Dnipro – организации, в которой объединились все, кого не устраивала работа Приднепровской ТЭС, еще в 2012 году электростанция обязалась выполнить ряд требований местных жителей: установить современное пыле- и газоочистное оборудование на котлы энергоблоков станции, сделать автоматизированную систему мониторинга на трубы и решить наконец вопрос с отходами станции, которые накапливались в течение 50 лет. Однако руководство предприятия уклонялось от выполнения своих обещаний.
"Комплексная программа экологической модернизации "ДТЭК Приднепровская ТЭС", которая была согласована и закреплена в меморандуме о сотрудничестве с городом Днепром, предусматривает инвестиции около 400 млн грн. Отметим, что это обновленная программа экологической модернизации, которая была разработана до начала боевых действий и блокады поставок антрацита, и не была реализована в полном объеме именно по этим причинам", – так объяснили в ДТЭК предварительное невыполнение обещаний.
В Save Dnipro не скрывают, что ситуация сдвинулась с места, когда их требования не согласовывать и не предоставлять ТЭС новое разрешение на выбросы загрязняющих веществ услышали не только местные депутаты, но и Минприроды и Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. Эту инициативу лично поддержал министр экологии Остап Семерак, который ранее неоднократно на уровне правительства и парламента говорил об общей плачевной ситуации с предприятиями-загрязнителями в Украине и настаивал на необходимости прагматической реакции правительства на полное игнорирование экологического законодательства владельцами крупных предприятий. Среди прочего министр называл несколько ТЭС, требующих немедленной экологической модернизации – Дарницкую, Бурштынскую, Углегорскую, Старобешевскую, Ладыжинскую, Трипольскую и, конечно же, Приднепровскую ТЭС.
В итоге активисты Днепра встретились с министром экологии Остапом Семераком, и Минприроды не согласовало предприятию Ахметова новое разрешение. На самом деле, на то были веские причины: жители Днепра так и не дождались от ДТЭК обещанного снижения вредных выбросов в десять раз. Более того, экологическая инспекция даже не могла все это время оштрафовать олигарха, поскольку ее не допускают на предприятие.
Депутаты подтянулись
К делу теперь присоединились и депутаты, они в унисон с экозащитниками публично обвиняют Ахметова в невыполнении взятых инвестиционных обязательств и системном нарушении природоохранного законодательства. В частности, во время приватизации "Днепроэнерго" (в "ДТЭК Днепроэнерго" входит Приднепровская ТЭС – ред.), при переходе актива в руки частного владельца, он обещал выполнить ряд мероприятий экологического характера для уменьшения вредного воздействия на городскую атмосферу.
"Но взятые обязательства не выполнены, и теперь владелец добивается очередной отсрочки установления очистного оборудования и уменьшения объемов выбросов. Ценой здоровья жителей города? – спрашивает депутат Виктория Войцицкая и с возмущением комментирует позицию ДТЭК. – Они делают "великодушное" предложение – перенести сроки выполнения взятых ранее обязательств еще на семь лет".
После громких выступлений и длительных пикетирований, в том числе и киевского офиса ДТЭК, к экозащитникам Днепра присоединились и парламентские еврооптимисты. "Ринат Ахметов вывез семью в Лондон, а жителям Днепра, где находится его Приднепровская ТЭС с технологиями 1950-х годов, он устроил экологическую каторгу. Когда ДТЭК приобрел "Днепроэнерго" на фиктивном конкурсе, он брал на себя обязательства уменьшать выбросы путем установления пыле- и газоочистного оборудования", – повторил тезисы экозащитников города народный депутат Сергей Лещенко.
В сухом остатке
Несмотря на успех с несогласованием Минприроды нового разрешения и подписания меморандума с Приднепровской ТЭС, активисты Save Dnipro не успокаиваются и продолжают мониторить деятельность этого предприятия. Подписанный "пакт мира" предусматривает выполнение лишь части требований, озвученных экологами.
О чем же договорились мэр Днепра Борис Филатов и Ринат Ахметов во время многочисленных встреч, предшествовавших общественным слушаниям?
"Меморандум о сотрудничестве, подписанный гендиректором ДТЭК Максимом Тимченко и мэром Днепра Борисом Филатовым, закрепил все договоренности и двусторонние обязательства, которые взяли на себя компания и город в процессе конструктивного диалога. Документ охватывает четкий план инициатив компании для города. В то же время город будет способствовать стабильной работе ТЭС, поддерживать реализацию проектов компании, в том числе и экологической модернизации благодаря возвращению части экологического налога Приднепровской ТЭС", – сообщили в ДТЭК.
К 2020 году ДТЭК обещает оборудовать все энергоблоки Приднепровской ТЭС (всего их восемь) электрофильтрами, благодаря этому вредные выбросы будут уменьшены до европейских норм.
Даже для этого результата понадобилось два года работы и проведения ряда акций протеста, круглых столов на высшем уровне, заседаний комитета Верховной Рады и, в конце концов, проведения в начале апреля 2018 года общественных слушаний по оценке воздействия на окружающую среду. Они предусмотрены новым экологическим законодательством вроде действующего в странах Европейского Союза. В течение двух лет внедрение этих директив активно лоббирует Минприроды и его руководитель.
С 18 декабря 2017 г. вступил в силу Закон "Об оценке воздействия на окружающую среду", который предусматривает обязательное проведение оценки воздействия производственной деятельности на природу. Этим законом предусмотрены широкие возможности для участия общественности в этом процессе. Единый реестр по оценке воздействия на окружающую среду содержит в свободном доступе информацию о каждой планируемой деятельности. 10 января 2018 г. через Единый реестр по оценке воздействия на окружающую среду "ДТЭК Днепроэнерго" начало три процедуры оценки воздействия на окружающую среду.
Во время общественных слушаний днепряне настаивали на включении в окончательный вывод по оценке воздействия на окружающую среду установки двух электрофильтров на трех энергоблоках, непрерывном мониторинге на санитарной зоне и на котлах, а также разработке и внедрении программ озеленения (около 1000 деревьев в течение трех лет).
Как говорят в Save Dnipro, пока они получили только обязательства, которые впервые имеют силу закона. Поэтому самое главное – это контроль за выполнением ДТЭК своих обязательств. Ведь они, днепровские активисты, хорошо знают, как ДТЭК умеет их нарушать. Ну и, в конце концов, существуют другие загрязнители, на которых мог бы распространяться этот действительно успешный опыт сотрудничества власти и общества.
Теперь дело за маленьким – выполнить все договоренности. Ибо подобные меморандумы подписывались и раньше, но безрезультатно.