Елена Подолян: "Мы проделали большую работу. Постоянно посещали жителей серых зон, создали мониторинговые миссии. Многочисленные посещения позволили установить ключевые проблемные вопросы. В рамках проекта мы брали на себя задачу внести правки в закон о внутренне перемещенных лицах. Но поняли, что этого мало, и решили разработать отдельный законопроект, потому что вложить все в один закон о ВПЛ невозможно. После реализации проекта мы подготовим отчет. Я считаю одним из наибольших наших достижений привлечение к работе людей, которые там живут. Например, именно они рассказали нам о проблеме невозможности свободно передвигаться. Надеюсь, что мы все предусмотрели. Если нет, до конца месяца еще есть время. У меня донецкая прописка. На блокпостах я разбирала телефон, чтобы доказать, что он не краденый. Я считаю это унижением человеческого достоинства. По результатам более чем годовых мониторинговых миссий нашей командой было принято решение о подготовке нового законопроекта "О статусе и социальной защите лиц, проживающих в населенных пунктах, расположенных на линии соприкосновения" вместо поправок в Закон "Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц".
Разработанный проект закона имеет следующие блоки:
• Общие положения (определения основных терминов, цели принятия закона и определение сферы его действия)
• Статус лиц, проживающих в населенных пунктах, расположенных на линии соприкосновения (определение субъектного состава, формализация оснований предоставления соответствующего статуса, порядок установления причинной связи и регламентация обязанностей государства по указанным субъектов)
• Социальная защита лиц, проживающих в населенных пунктах, расположенных на линии соприкосновения (определение круга специальных прав указанной категории лиц и гарантий их реализации)
• Психологическая реабилитация лиц, проживающих в населенных пунктах, расположенных на линии соприкосновения (установление оснований и порядка психологической реабилитации жителей серой зоны)
• Возмещение морального и имущественного вреда, причиненного террористической деятельностью на Востоке страны (установление оснований, порядка и условий возмещения вреда).
Во-первых, предложенный проект закона – это достаточно удачная попытка максимально всесторонне охватить проблемы жителей серой зоны и консолидировать их решения в рамках единого законодательного механизма. Во-вторых, законопроект обеспечивает баланс интересов общества и государства в лице военно-гражданских администраций и органов местного самоуправления. В-третьих, учтены все проблемные вопросы, перечень которых активисты сформировали путем непосредственного диалога на местах.
Кроме этого, проект закона помогает устранить пробел в законодательстве, до сих пор тормозивший развитие судебной практики по искам жителей серой зоны, которые были вынуждены обращаться в Европейский суд по правам человека. Опыт европейских стран свидетельствует, что регламентация статуса пострадавших от вооруженных конфликтов – это необходимость, которая в будущем гарантирует целостность и суверенитет государства.
Дмитрий Рева: "За полгода мы осуществили несколько визитов в серую зону, посетили Счастье, Зайцево, и другие города территории, которая оказалась между Украиной и неподконтрольными территориями. Итоговое совещание мы решили провести в Торецке. Это город, который географически интересно расположен. Он в 2 км от линии разграничения, туда мало подъездных путей, и туда не приезжают международные организации. До последнего времени власть там контролировалась регионалами. После нашего визита, кстати, мэру предъявили обвинение в сепаратизме. Там фактически не прекращали работать российские телеканалы, мало информации об Украине. Благодаря волонтерам ситуация не стала столь запущенной. На совещание пришли волонтеры, представители ВСУ, местной власти, громады Торецка. Именно они помогли нам сформулировать предложения. Они видят все по-другому. Мы сформировали рабочую группу, думаю, в сентябре подадут законопроект в ВР через депутатов, которым это интересно. Статус жителей серой зоны НЕ закреплен законом. Условно, человек, который переехал во Львовскую область, получает социальные гарантии. А человек, которому в дом постоянно что-то прилетает – никаких. Люди там полгода НЕ получают пенсий. Они никому НЕ подчинены административно. Также, думаю, следует упростить процедуру проверок на блокпостах".
Марина Давыдова: "Кроме правовых, есть еще и социокультурная проблема. На территории, де-юре подконтрольной Украины, транслируют российские телеканалы, с концертами туда никто не доезжает, там нет магазинов. Это в Зайцево и многих других городах. Я хочу обратить на это внимание волонтеров – можно же провести какие-то тренинги, мастер-классы. Сейчас жители этих территорий колеблются, – если мы отпустим их в сторону России, линия разграничения сдвинется в нашу сторону. Нужно завоевывать души и умы. Люди там еще пытаются реализовывать какие-то социальные проекты, но им очень сложно, они находятся далеко, как сами говорят, от "материковой Украины".