Об этом сообщил на пресс-конференции адвокат Виталий Погосян.
Родственники погибших десантников и членов экипажа настаивают на том, что штаб АТО, созданный Муженко, не является легитимным, так как антитеррористическую операцию по закону должна проводить Служба безопасности Украины (СБУ), а возглавлять ее – глава регионального управления СБУ.
"Какой на сегодняшний день статус руководителя АТО? У нас есть закон о борьбе с терроризмом, в котором четко указано, что руководить АТО должен руководитель СБУ в регионе. Так каким образом вооруженные силы перетянули на себя полномочия в проведении антитеррористической операции?" – сказал адвокат.
Следовательно, отметил Погосян, ни Муженко, ни его подчиненные не имели права отдавать приказ о привлечении военных подразделений без введения военного положения или объявления состояния войны.
"В 2014 году они отдавали приказы военнослужащим, а те их выполняли. А в суде они заявили о том, что не было необходимого законодательства для того, чтобы они отдавали такие приказы. Это все напоминает ситуацию "немножко беременна". В суде они заявляют, что тогда у нас противника не было. Но послушайте, что они говорят на эфирах. Муженко говорит, что имел план, который ему не разрешили реализовать, а если бы реализовал, то война закончилась бы. Так все-таки, был противник, или нет? У нас война или АТО? Если бы не было разницы между показаниями в суде и заявлениями в СМИ, этого заявления (против Муженко – ред.) не было бы", – заявил адвокат.
По мнению Погосяна, в деле о сбитом Ил-76 возможны два пути выхода, а именно: осуждение виновных за служебную халатность или за превышение служебных полномочий.
"Если и генерал Муженко, и генерал Назаров заявили во время судебного заседания, что соответствующего законодательства не было, но у нас АТО при отсутствии военного противника, получается, что они, отдавая приказы, превысили свои служебные полномочия. А если все же у нас война, и у нас был противник, значит, действия Назарова являются служебной халатностью. То есть, из этой ситуации два выхода. Наша цель – чтобы мы получили приговор либо по одной статье Уголовного кодекса, либо по другой", – уточнил он.
Сестра одного из погибших десантников Иляна Гайдук отметила, что родственники попросили подать данное заявление, чтобы понять, кто же все-таки виновен в трагедии.
"Когда обвиняемому генералу Назарову выгодно, он говорит, что у нас в стране война. Когда ему выгодно сказать, что у нас АТО, он говорит, что действовал в рамках антитеррористической операции. Мы призываем к тому, чтобы наша страна определилась – война у нас или АТО, и по каким статьям действовали генералы. Потому что ни Муженко, ни Назаров не хотят брать на себя ответственность за тот перелет. Звучали даже фразы, что если самолет вылетел, то отвечают одни люди, а при приземлении – другие. А пока он в воздухе – вообще никто. Все это нас беспокоит и раздражает, потому что просто сбрасывают ответственность".
Ранее генерал-майор Виктор Назаров, которого приговорили к семи годам заключения за служебную халатность из-за сбитого боевиками самолета Ил-76 с бойцами 25-й днепропетровской десантной бригады на борту, заявил, что не отдавал приказа на вылет и считает себя невиновным.
По его словам, все приказы отдавал непосредственно тогдашний руководитель антитеррористического центра, а ныне начальник Генштаба Виктор Муженко.
Как сообщали "События Днепра", 27 марта Павлоградский суд признал генерала Виктора Назарова виновным в гибели 49 военных в катастрофе самолета Ил-76 в июне 2014 года и приговорил его к семи годам лишения свободы.
Ранее в Павлоградском горрайонном суде, где шло рассмотрение дела о сбитом боевиками близ Луганска самолете Ил-76 с 40 днепропетровскими десантниками на борту, огласили обвинительный акт в отношении обвиняемого в деле генерал-майора Виктора Назарова. Согласно документу, Назаров как руководитель штаба АТО был обязан осуществлять управление воинскими частями, привлеченными к операции, анализировать информацию и прогнозировать вероятные действия незаконных вооруженных формирований на Донбассе, однако, занимая должность, небрежно отнесся к выполнению своих служебных обязанностей.
Кроме этого, отмечается, что Назаров доподлинно знал о расположении на аэродроме Луганска групп боевиков, вооруженных переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК), то есть "осознавал, что полет самолетов на указанный аэродром будет осуществляться на территорию противника" и был проинформирован о террористической угрозе.
Как сообщалось, 14 июня 2014 года из Днепропетровска в Луганск вылетел военно-транспортный самолет Ил-76, на борту которого находились 40 военнослужащих 25-й воздушно-десантной бригады и девять членов экипажа 25-й отдельной бригады военно-транспортной авиации. При заходе на посадку самолет был обстрелян неустановленными лицами из ПЗРК и крупнокалиберного пулемета. Все бойцы погибли при падении самолета.