Наверняка, многие хозяева котов сталкивались с проблемой, когда их любимцы с перепугу взбирались на дерево, а обратно слезть боялись. Так и сидели бедолаги часами и даже сутками, из последних сил уцепившись за ветки когтями и жалобно мяукая.
47-летний Юрий Растрюха из Павлограда почти десять лет работает волонтером при ГСЧС, и на его счету – полсотни спасенных кошачьих жизней.
"На дело" мужчина всегда берет мешок, рукавицы, веревку и свое альпинистское снаряжение. Иногда, говорит, бывает непросто добраться до попавшего в беду хвостатого проказника.
"Как-то на дерево больше двух часов забирался, – вспоминает Растрюха. – Кстати, домашние коты попадают в передряги реже, чаще – дикие, ничейные. Бедняги могут несколько дней просидеть на дереве, пока кто-нибудь не сжалится и не позвонит мне, чтобы снял".
Самая горячая пора для спасателя – брачный сезон у животных.
"Это словно кошачьи магнитные бури, – шутит альпинист. – В такие дни просьбы о помощи одна за другой поступают".
Кстати, спасателем, пусть и на волонтерских началах, мужчина стал случайно. Его как-то попросили открыть захлопнувшуюся дверь, и хозяин квартиры, увидев, как быстро мастер справился с заклинившимся замком, спросил: "А вы случайно не из МЧС?"
Растрюха лукаво улыбнулся и ответил: "Ну, что-то вроде того".
"У меня тогда промелькнула мысль, что не у всех есть мой номер телефона, – говорит волонтер. – Хотелось людям помогать. Обратился в городское управление ГСЧС, там мое рвение одобрили и приняли".
Помощь землякам на общественных началах павлоградец совмещает с основной работой – промышленным альпинизмом. Хотя не всегда альпинисту-волонтеру приходится "покорять" вершины деревьев. Иногда, наоборот, приходится спускаться вниз, чтобы вытащить упавшую в люк или заброшенный колодец собаку. А однажды отчаянному экстремалу довелось спасать аиста.
"Незваный гость прилетел и обосновался на одном из промышленных заводов, – объяснил Растрюха. – Мы его поймали, отвезли за город и выпустили".
Однако чаще всего волонтеру приходится помогать людям – то запертые двери открыть, чтобы врачи скорой смогли добраться к пациенту, то кого-то с балкона снять.
"Есть даже "постоянные клиенты", – улыбается волонтер. – Например, один нездоровый парень с манией преследования. Он часто закрывается дома и прячется от всех. Тогда приезжает скорая с милицией и звонят мне, чтобы двери открыл.
Верхолаз уверен, что городу нужна служба, которая бы занималась решением специфических частных вопросов: снять с дерева кошку, открыть заклинивший замок, гуманно нейтрализовать агрессивную собаку. Такой службой мог бы стать внештатный круглосуточный опорный пункт ГСЧС.
"Он бы финансировался за счет местного бюджета. А так приходится плату с людей брать, элементарно на бензин и веревки, – признается Растрюха. – Я уже и к депутатам обращался, и подписи пытался собирать, только не поддержал никто".