Под накрытой целлофаном частью теплотрассы не сразу разглядишь маленькую человеческую фигурку. Кажется, что кто-то из бездомных просто накрыл от дождя кучу одежды. Однако если подойти поближе и окликнуть, целлофан начинает шевелиться и разворачиваться, и оттуда появляется женщина.
- Оксана, я вам тут чай принесла, – обращается к ней одна из работниц офиса, помещение которого находится недалеко от теплотрассы. – Пока горячий – выпейте.
Женщину, целыми днями лежащую на теплотрассе и прячущуюся под клеенкой, работники офиса заметили еще месяц назад. Незнакомка тихо лежала, не привлекая чужого внимания. На бездомную не походила, милостыню не просила.
- Подошли узнать к ней, что случилось, – рассказывают Елена и Оксана, озаботившиеся судьбой женщины. – Она сначала особо к себе не подпускала, потом разговорилась.
Выяснилось, что Оксана – родом из Молдавии, приехала в Украину еще в начале 90-х, после военного конфликта в Приднестровье. Муж погиб, и женщина, оставив детей, уехала на заработки. Последние лет семь работала в Луганской области домработницей: готовила, убирала. С началом АТО, пока не было настолько опасно, находилась там, а потом вместе с другими переселенцами бежала в Днепропетровск.
- Думала, чтобы хоть там не убили, – говорит молдаванка. – А получилось, что здесь чуть жизни не лишили. Бежала от бомб, а тут избили и ограбили.
В Днепропетровске, со слов Оксаны, неизвестные забрали у нее документы и деньги, били по почкам – теперь ей тяжело ходить. За помощью обратилась в скорую, но там до нее никому не было дела. Кто-то из персонала велел подождать, кинув на пол тряпку, мол, только там тебе и место. Никто из врачей помощи женщине не оказал – даже не осмотрел. И так напуганная, после "теплого приема" в больнице женщина пригрелась возле теплотрассы на улице Чичерина, где ее и увидели сотрудницы одного из офисов.
Проникшись историей женщины и видя, что она не бомж и не попрошайка, днепропетровчанки взялись отыскивать родных Оксаны. Девушки приложили титанические усилия и провели настоящее расследование. Выяснили, что 58-летняя Оксана Алексеева родом из села Сэрэтень, что в 50 км от Кишинева. Дети не хотят видеть мать – затаили обиду из-за того, что когда-то уехала, оставив их. Но родная сестра, проживающая в том же селе, ждет Оксану домой. Женщине под 70 лет, и приехать в Украину она не может по состоянию здоровья. Еще одна сестра живет в Израиле. С обеими женщина, благодаря "опекуншам", разговаривала по телефону.
- С сестрой Катей, которая в Израиле, не виделись 20 лет, – говорит молдаванка. – Она думала, что меня и в живых уже нет. Так плакала, когда услышала мой голос…
Все это время Лена вместе со своими коллегами пыталась пристроить Оксану хоть куда-нибудь, чтобы та не мерзла под дождем и ветром.
- Больше всего в этой истории поражает то, что никому до такого человека нет дела, – говорит Лена. – Везде нас отфутболивали, даже никакой консультации не предоставили. Ни Красный крест, ни горячая линия губернатора, ни Центр помощи для бездомных, ни соцслужбы – никто не проявил участия. Единственный, кто отозвался, Центр помощи переселенцев – предложили брезентовую палатку с буржуйкой у них во дворе, но Оксана наотрез отказалась туда идти.