В их числе был днепропетровский общественник Вячеслав Поездник. Он говорит, что к армии его не допустили по диагнозам.
"В Днепре у меня на обследовании нашли два заболевания. Врач в военкомате сказал, что будь я призывником, считался бы непригодным, но при мобилизации прохожу. В "Десну" нас из Днепра приехало человек 50. Стали распределять в подразделения. За отдельным столом сидели врачи, которые спрашивали, есть ли жалобы на здоровье. Меня врач спросил о проблемах и на том же листике, на котором в Индустриально-Самарском райвоенкомате указали, что годен, написал, что с этими диагнозами к службе не гожусь. Я сказал, что, если меня возьмут военкором, я пойду, но такой должности не было. Других, вернувшихся из учебки, тоже забраковали по состоянию здоровья. Я слышал разговор нашего военкома с их врачом: нас не хотели брать, чтобы не отвечать, если с нами что-то случится из-за здоровья", – говорит Поездник.
Забракованных до утра оставили в казарме, а в субботу за свой счет отправили в Днепр. "Во вторник я пойду в военкомат узнавать, что дальше. Нам сказали, что документы отдадут позже, мол, в вашем военкомате знают, кого забраковали. Но по факту получается, что в военниках у нас написано, что мы мобилизованы, но не написано, к какой части приписаны. Военные билеты – в военкомате, мы дома, и если сейчас к нам придет прокуратура, то будет считаться, что мы дезертиры", – говорит Поездник.
В Днепропетровском облвоенкомате подозревают, что у вернувшихся мужчин просто не было большого желания идти в армию. "Если человека признали пригодным к службе в армии, это не значит, что он здоров. Те заболевания, которые у них есть, позволяют служить. Мы знаем о такой линии поведения, когда люди не соглашаются с решением медкомиссии о пригодности к прохождению воинской службы и, когда появляется возможность, утрируют перед медкомиссией жалобы и симптомы. Медкомиссия их игнорировать не может и отправляет человека обратно. Если появились дополнительные жалобы, обследуем по ним", – говорит замоблвоенкома по воспитательной работе Сергей Полуцыган.
Вячеслав Поездник удивляется: он в "Десне" ни на что новое не жаловался: "Спросили, с чем проблемы, я сказал то же, что и раньше. Кстати, перед тем сопровождающий из облвоенкомата предупредил, что если будем говорить, что у нас есть какие-то заболевания, нас отправят домой, а дома нами будет заниматься прокуратура как с отказавшимися служить. Но, по большому счету, скрыть заболевания нельзя, потому что они и так в документах написаны".
Адвокат по воинским преступлениям и мобилизации Олег Тимохов говорит, что при противоречащих друг другу выводах комиссий нужно обратиться в вышестоящую комиссию. "Если есть опасения, что военком заявит в прокуратуру, что человек уклоняется, то на руках должен быть документ: прибыл по предписанию, прошел обследование, забракован. А чтобы разобраться, кто из врачей прав, нужно пройти облмедкомиссию, либо какую-то другую", – считает Тимохов.
"В приказе МО есть перечень диагнозов, с которыми можно служить, а с которыми – нет. Мы этих людей отправим на новое медобследование, затем диагноз сопоставим с перечнем. Если мы окажемся неправы, не вопрос, а если правы – под ружье и поедет в "Десну", – говорит Полуцыган.